Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии,
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
- <_> - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
при участии:
со стороны государственного заказчика - ГКУ Пензенской области "Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области": <_> - врио директора учреждения,
со стороны уполномоченного учреждения - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области": <_> - представителя по доверенности),
в отсутствии подателя жалобы ООО "Квазар", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы посредством электронной почты, а также размещения информации в открытом доступе на сайте www.zakupki.gov.ru,
рассмотрев жалобу ООО "Квазар" на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - Государственное казенное учреждение Пензенской области "Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области" аукциона в электронной форме "Поставка МФУ" (извещение N 0855200000521002667 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 28.10.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
09.11.2021 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Квазар" на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - Государственное казенное учреждение Пензенской области "Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области" аукциона в электронной форме "Поставка МФУ" (извещение N 0855200000521002667 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 28.10.2021).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 16.11.2021 в 13 часов 30 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, его заявка необоснованно отстранена аукционной комиссией от участия в электронном аукционе.
Представители заказчика и уполномоченного органа поддержали позиции, изложенные в отзывах на жалобу, просили признать жалобу необоснованной и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
28.10.2021 уполномоченным учреждением для нужд государственного заказчика на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0855200000521002667, а также документация об электронном аукционе "Поставка МФУ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 773 300,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 08.11.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 09.11.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 10.11.2021.
Идентификационный код закупки: 212583669631958360100100020012620244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент опубликования извещения об осуществлении закупки) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусматривает порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 19 Правил формирования КТРУ в позиции каталога в соответствии со статьей 33 Федерального закона может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Указанная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются уполномоченным органом по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Объектом закупки является поставка МФУ.
В КТРУ присутствует позиция:
В состав описания входит, в том числе характеристика "Технология печати (характеристика является обязательной для применения)" со значением - "Электрографическая (лазерная, светодиодная)".
Во исполнение указанных выше норм заказчиком установлены характеристики товара, подлежащего поставке в рамках проводимой закупки (Техническое задание, Приложение N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе):
Многофункциональное устройство (МФУ) | |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Возможность двухстороннего сканирования |
Нет |
Возможность двухсторонней печати |
Нет |
Возможность сканирования в форматах |
А4 |
Время выхода первого черно-белого отпечатка |
|
Количество печати страниц в месяц |
|
Количество ядер процессора |
|
Наличие в комплекте поставки оригинального стартового черно-белого картриджа |
Да |
Наличие интерфейсного кабеля для подключения к компьютеру в комплекте поставки |
Да |
Наличие кабеля электропитания для подключения к сети 220В в комплекте поставки |
Да |
Наличие факса |
Нет |
Объем установленной оперативной памяти |
|
Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин |
|
Совместимость |
Windows, Linux, MasOs |
Способ подключения |
USB |
Суммарная емкость выходных лотков |
|
Суммарная емкость лотков подачи бумаги |
|
Технология печати |
Электрографическая (лазерная, светодиодная) |
Формат печати |
А4 |
Цветность печати |
Черно-Белая |
Класс энергетической эффективности* |
А++ |
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявки, также согласно пункту 4 второй части информационной карты документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в настоящей документации об электронном аукционе - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе (согласно приложению N 1 к информационной карте аукционной документации), и указание на товарный знак (при наличии);
3) наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе; о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем; о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе; о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.11.2021 для участия в закупке было подано 10 (десять) заявок, 1 заявка допущена аукционной комиссией для участия в аукционе, заявки 9 участников (в том числе, подателя жалобы) отклонена на основании пункта 1 части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе: в заявке участника отсутствует характеристика "Технология печати" (участник указал Электрографическая (лазерная, светодиодная))
Как установлено Комиссией Управления в рамках рассмотрения жалобы, в показателе "Технология печати" в заявке ООО "Квазар" указано "Электрографическая (лазерная, светодиодная)"
При этом, в Инструкции по заполнению первой част заявки (Глава 2 документации об электронном аукционе) указано следующее: "Предоставляемые Участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "должна", "не должна", "должны", "не должны", "не должен быть", "не должна быть", "не должны быть", "может быть", "около". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "/", "\", ",", ";", "<", ">", "", "
", "диапазон должен быть не более от_- до", "диапазон должен быть не менее от_- до", "от", "до", то есть должны быть конкретными.
При рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа указал, что в силу требований законодательства заказчиком при описании объекта закупки использована характеристика из КТРУ, которая содержит в позиции технология печати "Электрографическая" в скобках варианты, перечисленные через запятую - лазерная, светодиодная, что, однако, вовсе не означает их одновременное совмещение в одном устройстве.
При этом принципиальное отличие светодиодного принтера от лазерного заключается в механизме освещения светочувствительного вала. В случае лазерной технологии это делается одним источником света (лазером), который с помощью сканирующей системы призм и зеркал пробегает по всей поверхности вала. В светодиодных принтерах вместо лазера используется светодиодная линейка, расположенная вдоль всей поверхности вала. Таким образом, совмещение в одном многофункциональном устройстве (МФУ) и лазерной, и светодиодной технологии печати невозможно.
Таким образом, учитывая, что спорная характеристика не поименована заказчиком в качестве не подлежащей изменению, участник закупки при подаче заявки должен конкретизировать и указать один из вариантов технологии печати.
Комиссия Управления отмечает, что в силу требований Закона о контрактной системе участник закупки обязан указывать именно конкретные характеристики. При этом, именно характеристики товара, указанные в заявке участником, включаются в последующем заказчиком в проект контракта и товара с такими характеристиками и подлежит поставке и приемке соответственно.
Указывая в своей заявке одновременно два варианта, участник фактически не сможет обеспечить одновременное соответствие предлагаемого товара обеим характеристикам и поставить соответствующий товар.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявка заявителя обоснованно отклонена в связи с непредставлением конкретного показателя в характеристике "Технология печати".
Изучив материалы дела, выслушав доводы Заказчика, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Квазар" на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - Государственное казенное учреждение Пензенской области "Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области" аукциона в электронной форме "Поставка МФУ" (извещение N 0855200000521002667 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 28.10.2021), необоснованной
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 16 ноября 2021 г. N 058/06/106-1026/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021