Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Территориального органа Администрации Каменского городского округа - Колчеданской сельской администрации (вх. N 01-30088 от 09.11.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ю-ПРОМ" подрядчике по контракту N 03-АЭФ-2021 от 02.03.2021 г. на выполнение работ по ремонту подвесных пешеходных мостов на территории Колчеданской сельской администрации в с.Колчедан и в с.Соколова (извещение N 0162300043921000001) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14 часов 30 минут при участии представителей:
- заказчика в лице Территориального органа Администрации Каменского городского округа *
- заинтересованного лица ООО "Ю-ПРОМ" *
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступило заявление от заказчика в лице Территориального органа Администрации Каменского городского округа - Колчеданской сельской администрации (вх. N 01-30088 от 09.11.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ООО "Ю-ПРОМ" подрядчике по контракту N 03-АЭФ-2021 от 02.03.2021 г. на выполнение работ по ремонту подвесных пешеходных мостов на территории Колчеданской сельской администрации в с.Колчедан и в с.Соколова (извещение N 0162300043921000001).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителя заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
05.02.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - Единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300043921000001 на выполнение работ по ремонту подвесных пешеходных мостов на территории Колчеданской сельской администрации в с.Колчедан и в с.Соколова.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 478 740,69 рублей.
02.03.2021 г. по результатам электронного аукциона между Территориальным органом Администрации Каменского городского округа - Колчеданской сельской администрацией и ООО "Ю-ПРОМ" был заключен контракт N 03-АЭФ-2021 от 02.03.2021 г. на выполнение работ по ремонту подвесных пешеходных мостов на территории Колчеданской сельской администрации в с.Колчедан и в с.Соколова (далее - Контракт).
20.09.2021 г. со стороны ООО "Ю-ПРОМ" в адрес заказчика было направлено письмо (исх. 07 от 20.09.2021 г.), содержащее пакет закрывающих документов по исполнению муниципального контракта N 03-АЭФ-2021 от 02.03.2021 г., а именно:
1. Счет на оплату N 12 от 20.09.2021 г. -1 шт;
2. Акт выполненных работ N 01 от 20.09.2021 г. - 3 шт;
3. Счет-фактура N 14 от 20.09.2021 г. - З шт;
4. Справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 1 от 20.09.2021 г. - 3 шт;
5. Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 20.09.2021 г. - 3 шт;
6. Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 2 от 20.09.2021 г. - 3 шт.
24.09.2021 г. в адрес заказчика со стороны МКУ "Управление капитального строительства муниципального образования "Каменский городской округ" было направлено письмо (исх. 538 от 24.09.2021 г.) в котором указано, что МКУ "Управление капитального строительства муниципального образования "Каменский городской округ" была проведена проверка выполняемых работ, в результате которой установлено, что работы выполненные Подрядчиком не могут быть приняты строительным контролем, в связи с допущенными ООО "Ю-ПРОМ" нарушениями технологии производства работ.
Согласно п. 1.1. Контракта настоящий муниципальный контракт заключается по итогам проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту подвесных пешеходных мостов в на территории Колчеданской сельской администрации в с.Колчедан и в с.Соколова (протокол от 18.02.2021 г. N 0162300043921000001-3).
Согласно п. 1.2. Контракта по настоящему муниципальному контракту Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по ремонту подвесных пешеходных мостов на территории Колчеданской сельской администрации в с.Колчедан и в с.Соколова (далее - работы), а также обязуется передать результаты выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется своевременно принять и оплатить результаты выполненных работ в порядке и на условиях, определённых настоящим Контрактом в соответствии с локальными сметными расчётами N047-2019, N048-2019 (Приложение N1) и техническим заданием (Приложение N2).
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ст. 782 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1. Контракта расторжение контракта (далее - контракт) допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом Российской Федерации.
10.09.2021 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Указанное решение об одностороннем отказе заказчик разместил в Единой информационной системе 10.09.2021 г.
11.09.2021 г. указанное решение было направлено почтовым уведомлением по адресу подрядчика, указанному в контракте. Подтверждение о получении указанного письма подрядчику заказчик получил 20.10.2021 г.
Таким образом, требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата надлежащего уведомления - 20.10.2021 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление исполнителя о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 08.11.2021 г.
Согласно пп. "а" п.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля рассматривает обращение заказчика, проводит проверку содержащихся в обращении фактов.
Согласно представленным заказчиком Территориальным органом Администрации Каменского городского округа - Колчеданской сельской администрацей в Свердловское УФАС России материалам, ООО "Ю-ПРОМ" должно было выполнить работы по ремонту подвесных пешеходных мостов на территории Колчеданской сельской администрации в с.Колчедан и в с.Соколова.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заинтересованного лица, ООО "Ю-ПРОМ" выполнило работы в полном объеме, в соответствии с условиями государственного контракта.
На основании проведенного анализа приложенных заказчиком фотоматериалов, иных материалов по делу (переписки между сторонами), Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что ООО "Ю-ПРОМ" были выполнены работы по ремонту подвесных пешеходных мостов в определенном объеме.
Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст.783 ГК РФ).
Согласно ст.718 ГК РФ:
1. Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
2. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия Свердловского УФАС России, заслушав представителя заказчика, представителя заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Ю-ПРОМ" предпринимались попытки, направленные на исполнение условий государственного контракта.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-Пи от 21.11.2002 N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
С учетом объема выполненных заинтересованным лицом работ по исполнению условий контракта, величиной суммы заключенного между сторонами контракта, а также принимая во внимание то, что у Комиссии отсутствуют доказательства того, что заказчику фактом неисполнения контракта нанесен значительный ущерб Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что включение сведений об ООО "Ю-ПРОМ" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, в действиях подрядчика в лице ООО "Ю-ПРОМ" по контракту N 03-АЭФ-2021 от 02.03.2021 г. на выполнение работ по ремонту подвесных пешеходных мостов на территории Колчеданской сельской администрации в с.Колчедан и в с.Соколова Комиссия Свердловского УФАС России не находит оснований для включения сведений об ООО "Ю-ПРОМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267 и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "Ю-ПРОМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 ноября 2021 г. N РНП 066/06/104-4034/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021