На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ N1576 от 01.10.2020 г., Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) заказчика, требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N0104200000421000083 "ЭА6 (2022) "Поставка медицинского оборудования" (далее - аукцион) с начальной (максимальной) ценой контракта - 5 022 666,67 рублей,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от заявителя о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении аукциона.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для детального анализа электронного аукциона в адрес заявителя, заказчика, оператора ЭТП было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором указывалось о необходимости предоставления заказчиком материалов и документов по вышеуказанному аукциону, включая письменные пояснения относительно установления требований к характеристикам товара, предусмотренным в техническом задании, с предоставлением документов и сведений, подтверждающих наличие эквивалента по указанным характеристикам на товарном рынке.
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в обращении, письменные пояснения заказчика и изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 13 октября 2021 года было размещено извещение N0104200000421000083 "ЭА6 (2022) "Поставка медицинского оборудования".
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для детального анализа электронного аукциона в адрес заявителя, заказчика, оператора ЭТП было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором указывалось о необходимости предоставления заказчиком материалов и документов по вышеуказанному аукциону, включая письменные пояснения относительно установления требований к характеристикам товара, предусмотренным в техническом задании, с предоставлением документов и сведений, подтверждающих наличие эквивалента по указанным характеристикам на товарном рынке
Согласно извещению о проведении закупки, дата и время окончания срока подачи заявок 06.10.2021 г. 10:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок обеспечиваются формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В извещении об аукционе заказчиком установлен код классификации по КТРУ - 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации".
Согласно описанию КТРУ "система эндоскопической визуализации - комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.
Однако, объектом закупки является "Видеопроцессор медицинский эндоскопический", имеющий свой код позиции КТРУ - 26.60.12.119-00000376, который соответствует закупаемому оборудованию Заказчика - Электросетевой (переменного тока) модуль для приёма и обработки видеосигналов, поступающих с видеоэндоскопа или подключенной к оптическому эндоскопу видеокамеры. Оснащается всевозможными дополнительными функциями (цветокоррекции, повышения/регулировки яркости, контрастности и т. п.). Полученные изображения выводятся на видеодисплей (ВД) и/или записываются на видеомагнитофон или сохраняются на компьютере. При наличии подключенных принтеров изображения могут выводиться на печать и обязателен к применению с 01.07.2019 г.
Более того, документация об аукционе не содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации при описании объекта закупки, предусмотренное Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, действия заказчика, установившего в извещении об аукционе код КТРУ несоответствующий объекту закупки, нарушают положения ч.6 ст.23, п. 1 ч.1 ст.33, ст.п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, следовательно, довод заявителя нашел свое подтверждение.
Ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N102) установлены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень),
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включаются коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования каталога, код позиции каталога формируется на каждую позицию и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД 2.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N102 устанавливает перечни отдельных видов товаров, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, помимо наименования товара, установлен код ОКПД 2.
Вместе с тем, неустановление кода КТРУ, соответствующее объекту закупки не позволяет сделать однозначный вывод о необходимости применения (неприменения) Постановления Правительства N102.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из буквального толкования п.1 ч.1 ст.33, ч.2, 3 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при поставке по государственному контракту, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В то же время, включение заказчиком в документацию об аукционе требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Исходя из разъяснений п.18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, то есть посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
При этом необходимо учесть позицию, изложенной в п.4 Обобщения судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2016 г.), в которой сказано, что соответствие технических характеристик, определенных заказчиком в техническом задании, продукции только одного производителя не является безусловным свидетельством ограничения конкуренции при проведении торгов.
Вместе с тем, названный пункт содержит следующие разъяснение. Включение в документацию об аукционе детализированных требований к товару, его размерам и упаковке не противоречит законодательству. Запрещено только установление требований, которые ограничивают конкуренцию. В законодательстве не содержится перечня этих требований, их описания либо критериев, позволяющих однозначно квалифицировать включенные в документацию о закупке требования как ограничивающие конкуренцию. Таким образом, если заказчик в документации об аукционе установил конкретные требования к товару, предусмотренные законодательством, то контролирующий орган, суд оценивают фактические обстоятельства, при которых были установлены требования к товару, и доказательства того, какие конкретизирующие требования к товару повлекли ограничение конкуренции.
П.11 описания объекта закупки (далее - техническое задание) установлено: "Совместимость с эндоскопами EG-2990K, EG-2790K, EG-2990i (в целях необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с оборудованием, используемым заказчиком, в соответствии с п.1 ст.33 Закона о контрактной системе)".
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также принимая во внимание то, что заказчиком не представлены документы и сведения, подтверждающие наличие эквивалента по характеристикам товара, предусмотренным в техническом задании документации об аукционе, на товарном рынке, Инспекция Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, ч.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Согласно п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция указана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2019 N Ф08-3495/2019 по делу N А63-6965/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2018 N Ф08-7132/2018 по делу N А63-16468/2017.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.
Совокупности установленных заказчиком характеристик приобретаемого товара соответствует одна модель одного производителя "Пентакс", что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона. Ограничение конкуренции также подтверждается тем, что на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка от общества с ограниченной ответственностью "РЕНТМЕДИКА", где последний предложил в своей заявке исключительно производство "Пентакс".
Учитывая изложенное, Инспекция приходит к выводу, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара нарушает положения Закона о контрактной системе.
Согласно доводу, видеопроцессор медицинский эндоскопический является составной частью системы эндоскопической визуализации, следовательно, самостоятельное осуществление закупки видеопроцессора является дроблением единого комплекса, что ограничивает количество участников закупки.
Однако, ч.1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановления Правительства N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Представителем заказчика пояснено, что в 2020 г. произведено закупок медицинских изделий более чем на 100 млн. рублей.
Таким образом, во исполнение требований ч.1 Постановления Правительства N 620, заказчиком закупается система эндоскопической визуализации в рамках нескольких лотов, следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
П. 1 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе установлено, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Заказчиком в ч.2 требования к содержанию и составу заявки документации об аукционе предусмотрено следующее: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
После вступления в силу ФЗ-539 от участников электронных аукционов, у заказчика отсутствует право требовать указание в заявке идентификационный номер налогоплательщика учредителей.
Извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.09.2021 г..
При этом, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Закон о контрактной системе применяется в соответствии с действующими с 01.07.2018 положениями.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Установление положения о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе не соответствуют п. 1 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе и нарушают положения п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе установлено требование предоставления идентификационного номера налогоплательщика учредителей в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе, следовательно, заказчиком нарушено положение п. 1 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Также заявитель указывает на невозможность предоставления товара в установленный документацией срок поставки, а именно в течении 30 календарных дней.
Согласно п.10 информационной карты документации об аукционе сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг по заявке заказчика в течение 30 календарных дней.
В составе обращения заявителем не представлено доказательств, позволяющих Инспекции прийти к выводу о невозможности выполнения условий, в части срока поставки товара, установленных в п.10 информационной карты документации об аукционе
Таким образом, довод заявителя о сроках поставки медицинского оборудования не подтверждается, в силу того, что положениями Закона о контрактной системе не регламентированы сроки поставки товара.
Из сведений, размещенных в единой информационной системе следует, что на участие в аукционе не подано ни одной заявки, следовательно, аукцион признан несостоявшимся.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, ПП N1576,
Решила:
1.Признать в действиях заказчика нарушения ч.2 ст.8, ч.6 ст.23, п. 1 ч.1 ст.33, п.1,2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2.В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
4Заказчика
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 ноября 2021 г. N 007/06/64-1220/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021