Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Инспекции: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
проведя внеплановую документарную проверку в отношении заказчика - ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" (ИНН: 1654003114, 420111, Татарстан Респ, Казань г, УЛИЦА КАРЛА МАРКСА, ДОМ 10) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100002621000082 на предмет: "04_ОК_Выполнение работ по строительству объекта "Общежитие КНИТУ-КАИ на 620 мест" по адресу: РТ, г. Казань, пересечение ул.Адоратского и ул.Четаева",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100002621000082 на предмет: "04_ОК_Выполнение работ по строительству объекта "Общежитие КНИТУ-КАИ на 620 мест" по адресу: РТ, г. Казань, пересечение ул.Адоратского и ул.Четаева" от 27.09.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 430 916 081,49 рублей.
Национальный проект - "Образование", "Наука и университеты".
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.10.2021 NПРЕ1 на участие в закупке была подана 1 единственная заявка участника ООО"САДАКА" (ИНН: 1656107045), допущенная к участию.
В соответствии с протоколом итогов открытого конкурса в электронной форме от 21.10.2021 NППИ1 единственная поданная заявка участника ООО"САДАКА" (ИНН: 1656107045) была признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Победителем конкурса признано ООО "САДАКА" с предложением о цене контракта 430 700 000,00 рублей.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Согласно условиям конкурсной документации Заказчиком был установлен следующий порядок оценки заявок по показателям "Общее количество исполненных контрактов", "Общая стоимость исполненных контрактов", "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов" по критерию "Квалификация участников закупки":
Наименование показателя |
Порядок оценки заявок по показателю |
1) Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
Оценивается количество исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов). Подтверждается копиями исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, сведения о которых содержатся в реестре контрактов (договоров), и копиями документов, подтверждающих приемку выполненных работ (акт (акты) выполненных работ) и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора); разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Все работы должны быть выполнены в объемах, установленных государственными (муниципальными) контрактами (договорами). Оценке не подлежат контракты, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). Баллы начисляются участникам конкурса по формуле: НЦБi 1 = КЗ где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
2) Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов). Подтверждается копиями исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, сведения о которых содержатся в реестре контрактов (договоров), и копиями документов, подтверждающих приемку выполненных работ (акт (акты) выполненных работ) и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора); разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Все работы должны быть выполнены в объемах, установленных государственными (муниципальными) контрактами (договорами). Оценке не подлежат контракты, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). Баллы начисляются участникам конкурса по формуле: НЦБi 1 = КЗ где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
3) Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров). |
Оценивается наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов). Подтверждается копией исполненного государственного (муниципального) контракта (договора), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, сведения о котором содержатся в реестре контрактов (договоров), и копиями документов, подтверждающих приемку выполненных работ (акт (акты) выполненных работ) и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора); разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Все работы должны быть выполнены в объемах, установленных государственным (муниципальным) контрактом (договором). Оценке не подлежат контракты, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). Баллы начисляются участникам конкурса по формуле: НЦБi 1 = КЗ где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в ЕИС не включается информация о следующих контрактах:
- Контракт по закупкам малого объеме (закупки с ценой контракта до 600 тыс., в соответствии с п. 4 статьи 93 Закона о контрактной системе)
- Контракты заключаемые учреждениями культуры (с ценой до 600 тыс., в соответствии с п. 5 статьи 93 Закона о контрактной системе)
- Контракт заключенный на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности (п. 23 статьи 93)
- Контракт заключенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации на сбор данной информации (п. 42 ст. 93)
- Контракт заключенный библиотеками и иными учреждениями на приобретение информации из иностранных баз данных; (п. 44 - 45 статьи 93)
- Контракт заключенный на осуществление закупок товаров, работ, услуг за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность. (п. 46 статьи 93)
- Контракт заключенный на осуществление закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны. (п. 52 статьи 93).
Из условий конкурсной документации следует, что при оценке заявок по критерию "Квалификация участников закупки", заказчиком, в качестве подтверждения опыта выполнения участником закупки аналогичных работ, будут приняты к оценке только те контракты, информация о которых содержится в ЕИС.
Таким образом, из содержания конкурсной документации следует, что контракты, заключенные в рамках Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 (отсутствующие в ЕИС), как с единственным исполнителем/поставщиком, заказчиком приняты не будут.
Инспекция Татарстанского УФАС России отмечает, что целью проведения конкурса является выявление победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта, в том числе выбор участника имеющего наилучший опыт выполнения работ, предусмотренных заключаемым контрактом.
В то же время, действующим законодательством, предусмотрена возможность заключения контрактов, без проведения конкурентных процедур, а именно заключения контракта с единственным поставщиком/исполнителем по выбору заказчика, при условии не превышения цены контракта, установленной Законом, например, в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, выполнение работ по договору, заключенному в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, по мнению Инспекции, в части подтверждения наличия опыта выполнения работ, не может отличаться от контракта, заключенного по результатам проведения конкурентной процедуры.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено условие о том, что, к оценке, в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ, будут применяться исключительно те контракты, информация о которых размещена в ЕИС.
Указанный заказчиком порядок оценки, может привести к ситуации, при которой, одним участником будет предложено, к примеру, 5 контрактов, заключенных каждый на сумму 501.000 рублей, и информация о которых будет размещена в ЕИС, а другим участником, будет представлено 10 договоров, каждый из которых заключен на сумму 599.000,00 рублей, но заключенных на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и соответственно, информация о которых в ЕИС размещена не будет в силу норм действующего законодательства.
Очевидно, что при данной ситуации большим опытом выполнения работ будет обладать участник, предложивший 10 договоров. При установлении же подобного порядка оценки по указанным критериям, не представляется возможным говорить о том, что порядок оценки направлен на выявление лучших условий исполнения контракта и, как следствие, это не отвечает общему определению понятия "оценка", заложенному в общих определениях Правил (п.3 Правил) и принципу проведения конкурса.
На основании изложенного, Инспекция приходит к выводу, что заказчиком нарушены положения части 1 статьи 8, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, пункта 10 Правил.
Учитывая, что по результатам проведения закупочной процедуры был заключен государственный контракт, Инспекция решила предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" (ИНН: 1654003114, 420111, Татарстан Респ, Казань г, УЛИЦА КАРЛА МАРКСА, ДОМ 10) нарушившим требования части 1 статьи 8, п.8 ч.1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 10 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: |
А.А. Яфизов |
Члены Инспекции: |
А.С. Кучеева
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17 ноября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021