Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Альфа" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий для электрохирургических манипуляций" (извещение N 0818500000821006045) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно: по поз.8 Заказчиком установлены недостоверные противоречивые между собой характеристики товара, что ограничивает Участников закупки.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Уполномоченное учреждение, Заказчик не согласны с доводами жалобы и считают, что аукционная документация составлена в соответствии Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий для электрохирургических манипуляций" (извещение N 0818500000821006045).
Заказчик - ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 149 844,79 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в силу пункта 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
По поз.8 "Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования" Раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлен КТРУ: 32.50.50.190-00000078.
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования**** |
32.50.50.190/ 32.50.50.190-00000078 |
шт |
6 |
Ножницы коагуляционные ультразвуковые для открытых и эндоскопических операций, с ручной активацией. |
соответствие |
одновременное рассечение и коагуляция тканей и сосудов максимально 7 мм |
соответствие |
||||
Совместимость с генератором GEN11 *** при помощи адаптера насадок "Гармоник" |
соответствие |
||||
Активация насадки с помощью кнопок включения в минимальном и максимальном режимах мощности, в режиме усовершенствованного гемостаза, с помощью ножного привода для минимального и максимального режимов мощности |
соответствие |
||||
Встроенный механизм тактильной и звуковой индикации полного сведения бранщей на корпусе рукоятки |
наличие |
||||
Длина ствола, см |
не менее 45 |
||||
Диаметр ствола, мм |
не более 5,0 |
||||
Рукоятка |
эргономичная пистолетная |
||||
Ротационное кольцо |
наличие |
||||
Ротация ствола, градусы |
не более 360 |
||||
2 кнопки ручной активации |
наличие |
||||
Кнопка усовершенствованного гемостаза вынесена на боковую панель с обеих сторон корпуса |
Наличие |
||||
Дополнительный звуковой сигнал, оповещающий о начале повышения температуры активного лезвия |
Наличие |
||||
Резиновое покрытие рукоятки, кольца и кнопок |
соответствие |
||||
Активная бранша |
наличие |
||||
Материал активной бранши:титановая с покрытием |
соответствие |
||||
Форма активной бранши :изогнутая |
соответствие |
||||
Частота колебания активной бранши в продольном направлении, кГц |
не менее 55,5 |
||||
Апертура раскрытия браншей, мм |
не менее 11,35 |
||||
Длина активной бранши, мм |
не менее 15 |
||||
Пассивная бранша |
наличие |
||||
Пластикоая накладка с насечками |
наличие |
||||
Ширина пассивной бранши, мм |
не более 2,67 |
||||
Индикатор длины на обеих боковых сторонах бранши (пассивной), мм |
не более 5 |
||||
Стерильность |
наличие |
Согласно данным из ЕИС https://zakupki.gov.ru КТРУ 32.50.50.190-00000078 не содержит описания характеристик товара.
В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
Представитель Заказчика на Комиссии пояснил, что запрашиваемый инструмент, совместимый с генератором GEN11, имеющимся у Заказчика, представляет собой стерильное медицинское изделие одноразового применения, рассчитанное на использование только для одного пациента, состоящее из корпуса эргономичной формы в сборе, с кнопками для ручного управления (MIN - минимальный уровень мощности, MAX - максимальный уровень мощности, а также кнопка усовершенствованного гемостаза для коагуляции крупных сосудов). Две кнопки отвечают за активацию в ручном режиме заваривания сосудов. Кнопка MAX используется для сосудов меньшего диаметра, для которых скорость разрезания максимальна. Кнопка MIN используется для сосудов несколько большего диаметра, для которых скорость разрезания снижена. Ее применение показано для сосудов диаметром до 5 мм. Кнопка усовершенствованного гемостаза для удобства использования вынесена на боковую панель корпуса с обеих сторон, предназначена для работы в автоматическом режиме с крупными сосудами и должна использоваться при работе с сосудами диаметром до 7 мм. В этом режиме скорость резки снижается еще сильнее, а гемостаз максимален.
Активация насадки согласно конструкции инструмента может осуществляться как с рукоятки с помощью кнопок, расположенных на передней и боковой поверхностях насадки, так и с помощью ножного привода (педали).
Кроме того, отдельно в описании объекта закупки Заказчик указывает:
"Кнопка усовершенствованного гемостаза вынесена на боковую панель с обеих сторон - Наличие".
Согласно инструкции по применению обозначенного в жалобе заявителя инструмента ножницы коагуляционные HARMONIC ACE+7 ETHICON HARH45 имеют кнопку МАХ и кнопку MIN (то есть две кнопки ручной активации), а также кнопку ручного управления для функции усовершенствованного гемостаза (кнопка вынесена на боковые стороны корпуса слева и справа, то есть кнопка одна, но нажать на нее можно с любой боковой стороны насадки). Таким образом, указанные в описании объекта закупки формулировки никак не нарушают права потенциальных участников и не мешают участникам принимать участие в аукционе.
В соответствии с технической документацией на указанное оборудование (генератор электрохирургический, ультразвуковой G11 с принадлежностями), имеющееся в наличии у заказчика и используемое при оказании медицинской помощи, по оспариваемой позиции предметом поставки могут быть только оригинальные расходные материалы-комплектующие (письмо производителя на тему совместимости оригинальных расходных материалов-комплектующих прилагаю) эквивалент не допускается.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к медицинскому изделию с учетом рекомендаций производителя применяемого в работе оборудования и использование исключительно оригинальных расходных материалов, собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
На участие аукционе было подано 3 (три) заявки участников, таким образом, 3 (три) участника готовы поставить товар с необходимыми заказчику характеристиками.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821006045).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 ноября 2021 г. N 1549/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021