Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "МЕДОСНАЩЕНИЕ-ЮГ" (далее - Заявитель) на действия министерства здравоохранения КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка анализатора культуры крови ИВД, автоматический" (извещение N 0818500000821006082) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Требования, установленные в Описании объекта закупки, соответствуют только одной модели товара одного производителя, а именно - Анализатор бактериологический BD BACTEC, Бектон Дикинсон США.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласны, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка анализатора культуры крови ИВД, автоматический" (извещение N 0818500000821006082). Заказчик - министерство здравоохранения КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 51 133 333,33 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Объектом рассматриваемой закупки выступает анализатор культуры крови ИВД. В отношении закупаемого товара установлены требования к показателям, на основании которых будет определено соответствие.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии).
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
В Извещении Заказчиком установлено "Объект закупки" согласно которому для поставки требуется товар:
| |||||||||||||||||||||||
|
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что при выборе необходимого КТРУ, Заказчик, проанализировав характеристики, содержащиеся в каталоге, сделал выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих его потребность.
ОКПД 2 - 26.60.12.119: Аппараты электродиагностические прочие
ОКВЭД 2 - 26.60: Производство облучающего и электротерапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях
Код позиции КТРУ - 26.60.12.119-00000188: Анализатор культуры крови ИВД, автоматический (является медицинским изделием).
По позиции 8 указан код КТРУ 26.60.12.119-00000188 "Анализатор культуры крови ИВД, автоматический". Ввиду отсутствия в данном каталоге описания товара, работы, услуги по данному коду, Заказчик, принимая во внимание право, предусмотренное положениями пункта 6 Правил, о возможности не размещения обоснования, не включил в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме данную информацию.
Заказчиком соблюдены требования, предусмотренные положениями Федерального закона и Постановления N 145.
Извещением и документацией о закупке в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 102.
Перечень медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, утвержденный Постановлением N 102, включает в себя код ОКПД 2 - 26.60.12.119 с наименованием вида медицинского изделия "Анализаторы биохимические, в том числе автоматические".
В примечании к Перечню медицинских изделий, утвержденному Постановлением N 102, указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный Постановлением N 878, включает в себя код ОКПД 2 - 26.60.12.119 с наименованием радиоэлектронной продукции по коду "Аппараты электродиагностические прочие".
В отношении товаров, являющихся объектом закупки, Заказчиком получены три коммерческих предложения от потенциальных поставщиков при определении начальной (максимальной) цены контракта данных товаров, которая формировалась с учетом рекомендаций приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Заказчиком представлена сравнительная таблица, из содержания которой следует, что на рынке представлены товары нескольких производителей:
1. Анализатор бактериологический BD ВАСТЕС FX40, Becton Dickinson and Company, США;
2. Анализатор культур крови автоматический бактериологический BACT/ALERT 3D на 120 флаконов BioMerieux, Франция.
Довод заявителя о неправомерном установлении Заказчиком требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), необоснован, ввиду следующих обстоятельств.
Пунктом 1 Постановления N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1).
Из содержания пункта 4 Постановления N 102 следует, что установленные Постановлением N 102 ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень N 1, не применяются в следующих случаях:
размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень N 1, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;
осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень N 1, заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона, на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.
Как следует из документации о закупке, поставке подлежит медицинское изделие: анализатор культуры крови ИВД, автоматический.
Медицинское изделие, указанное в позиции 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме, относится к коду в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.60.12.119: "Аппараты электродиагностические прочие". Также заказчик по данной позиции указал назначение медицинского изделия: "для лабораторной диагностики инфекций кровотока", что соответствует позиции в Перечне N 1 - "Анализаторы биохимические, в том числе автоматические".
Заказчик с доводом Заявителя о том, что медицинских изделий других производителей с кодом номенклатурной классификации по видам медицинских изделий 144210 в Российской Федерации не зарегистрировано, а значит не может быть предложено в рамках данной закупки не согласился. Из пояснений следует, что код вида медицинского изделия не является какой-либо технической, функциональной или качественной характеристикой медицинского изделия, в связи с чем незначительные отличия в кодах закупаемой продукции, не являются основанием для признания прибора не соответствующим требованиям аукционной документации.
Также Заказчик не согласен с доводами Заявителя о том, что анализатор бактериологический BD ВАСТЕС, Бектон Дикинсон США, не может быть предложен к поставке ввиду того, что данный прибор зарегистрирован под другим номенклатурным номером и описание объекта в техническом задании указывает на единственного производителя, что не соответствует действительности, поскольку под указанные характеристики подходят как минимум два анализатора разных производителей (Сравнительная таблица).
N п/п |
Название показателя |
Значение технической или функциональной характеристики производителя 1 |
Значение технической или функциональной характеристики производителя 3 |
Требуемое значение показателя технической или функциональной характеристики |
|
п/п |
Характеристика (параметр) |
Анализатор бактериологический BD ВАСТЕС FX40, Becton Dickinson and Company, США |
Анализатор культур крови автоматический бактериологический BACT/ALERT 3D на 120 флаконов BioMerieux, Франция |
Среднее значение |
|
1 |
Назначение |
для лабораторной диагностики инфекций кровотока |
для лабораторной диагностики инфекций кровотока |
для лабораторной диагностики инфекций кровотока |
|
2 |
Исследование крови на стерильность |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
|
3 |
|
40 |
120 |
не менее 40 |
|
4 |
Внешний сканер для идентификации флаконов с пробами |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
|
5 |
Периодичность учета результатов, раз/час. |
6 |
6 |
не менее 6 |
|
6 |
Возможность совместного культивирования флаконов для микобактерий и других флаконов в одной секции |
Наличие |
|
Наличие |
|
7 |
Сенсорный экран для управления прибором |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
|
8 |
Визуальные и звуковые сигналы детекции положительных и отрицательных образцов |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
|
9 |
Модульная структура анализатора |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
|
10 |
Метод детекции микробного роста |
Флуоресценция |
Колориметрия |
Флуоресценция или колориметрия |
|
11 |
Материал флаконов |
Пластик |
Пластик |
Пластик |
|
12 |
Способ инактивации антимикробных препаратов, содержащихся в крови пациентов, получающих антимикробную терапию |
Частицы катионообменной и полимерной смолы |
Адсорбирующимие полимерные гранулы |
смолы или гранулы |
|
13 |
Питательная добавка для культивирования ЦСЖ и других стерильных жидкостей, кроме крови (источник НАД, гемина), наличие у производителя |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
|
14 |
Виды используемых флаконов: для выделения аэробных и анаэробных микроорганизмов, педиатрические |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
|
15 |
Объем вносимого во флакон образца, мл |
10 |
10 |
не более 10 |
|
16 |
Встроенное программное обеспечение для управления анализатором |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
|
17 |
Способ перемешивания флаконов |
качание |
качание |
качание |
|
18 |
Объем питательной среды для оптимального соотношения питательная среда-образец, мл |
30 |
30 |
не менее 30 |
|
19 |
Возможность подключения к ЛИС |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
|
20 |
Источник бесперебойного питания |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
|
21 |
Стартовый комплект реактивов и расходных материалов |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
|
22 |
Гарантийный период, мес. |
12 |
12 |
не менее 12 |
Потребностью Заказчика является поставка медицинских изделий для электрохирургических манипуляций, а не их производство, в связи с чем, участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: компания, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с положениями Федерального закона стать поставщиком товаров, работ и услуг.
Довод заявителя об отсутствии в документации обоснования необходимости использования характеристик, не предусмотренных ГОСТ Р 55991.7-2014 несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком, во исполнение вышеуказанной нормы, в раздел 8 "Инструкция по заполнению заявки" документации аукциона в электронной форме включена следующая информация: "Если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика".
Таким образом, довод заявителя относительно отсутствия обоснования необходимости использования установленных характеристик не находит своего подтверждения.
Приобретаемый Заказчиком товар применяется в единой (медицинской) сфере применения товаров, имеет единое целевое назначение, сходную специфику, а вид закупаемого медицинского изделия входит в Перечень N 1, утвержденный Постановлением N 102.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Из пояснений Заказчика следует, что указанные требования к характеристикам объекта закупки Заказчик установил руководствуясь своей потребностью с учетом специфики деятельности, а также необходимостью обеспечить результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом, Заказчик детализировал объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Техническое задание составлено согласно требованиям ст.33 Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Согласно с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДОСНАЩЕНИЕ-ЮГ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821006082).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 ноября 2021 г. N 1552/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021