На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
проведена внеплановая проверка ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок" при проведении электронного аукциона: "Поставка и монтаж комплекта систем кондиционирования воздуха помещений здания Амфитеатр" (извещение N 0318100047921000163) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Жалоба отозвана, проводится внеплановая проверка.
Заявитель обжалует положения аукционной документации и указывает, что Заказчиком в аукционной документации "срок не более 15 календарных дней со дня заключения контракта", что ограничивает Участников закупки.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация составлена в соответствии Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок" проводился электронный аукцион: "Поставка и монтаж комплекта систем кондиционирования воздуха помещений здания Амфитеатр" (извещение N 0318100047921000163).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 848 507,13 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании ч.1, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В п.23 "Информационная карта" аукционной документации установлено:
Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг): в срок не более 15 календарных дней со дня заключения контракта. |
Согласно разделу "Техническая часть" аукционной документации:
5. Требования к количеству и характеристикам поставляемых товаров (оборудования):
N п/п |
Требования к поставляемым товарам |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). |
Ед. изм. |
Коли-чество |
|
|
Код позиции КТРУ - 28.25.12.110-00000005 |
|
|
1
|
Кондиционер промышленный |
|
шт.
|
1
|
Вид кондиционера: Мультизональная система |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Вид блока кондиционера: Наружный |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Инверторный тип кондиционера: Да. |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Мощность в режиме обогрева, кВт: |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Мощность в режиме охлаждения, кВт: |
мощность в режиме охлаждения - Физический показатель, определяющий необходимую мощность блока кондиционера |
|||
Обслуживаемая площадь: |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Режим работы кондиционера: Обогрев, Охлаждение. |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Вид используемого хладагента: R 410А или R 410 |
Обусловлено необходимостью минимизации негативного эффекта на окружающую среду |
|||
Высота блока: |
габаритные размеры - Физический показатель, направленный на минимизацию занимаемого пространства |
|||
Ширина блока: |
габаритные размеры - Физический показатель, направленный на минимизацию занимаемого пространства |
|||
Глубина блока: |
габаритные размеры - Физический показатель, направленный на минимизацию занимаемого пространства |
|||
Электропитание: 380-415В Частота: 50 Гц |
Электропитание - Физический показатель, обусловленный необходимостью совместимости поставляемого товара с параметрами электрической сети Заказчика |
|||
Коэффициент EER: |
Показатель энергоэффективности оборудования |
|||
2
|
Кондиционер промышленный Вид кондиционера: Мультизональная система |
|
шт.
|
2
|
Вид блока кондиционера: внутренний |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Тип внутреннего блока: Кассетный |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Мощность в режиме обогрева, кВт: |
мощность в режиме обогрева - Физический показатель, определяющий необходимую мощность блока кондиционера |
|||
Мощность в режиме охлаждения, кВт: |
мощность в режиме охлаждения - Физический показатель, определяющий необходимую мощность блока кондиционера |
|||
Потребляемая мощность, кВт: |
Потребляемая мощность - Физический показатель, обусловленный необходимостью снижения объема потребляемой электрической энергии |
|||
Режим работы кондиционера: АВТО, ОХЛАЖДЕНИЕ, ОСУШЕНИЕ, НАГРЕВАНИЕ, ВЕНТИЛЯТОР |
Обусловлено требуемыми функциональными характеристиками оборудования |
|||
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм: |
Габаритные размеры (ШхВхГ) - Физический показатель, направленный на минимизацию занимаемого пространства |
|||
Электропитание: 220-240В Частота: 50 Гц |
Электропитание - Физический показатель, обусловленный необходимостью совместимости поставляемого товара с параметрами электрической сети Заказчика |
|||
Нетто: |
масса нетто - Физический показатель, направленный на минимизацию нагрузки на крепления при монтаже товара |
|||
Расход воздуха, м3/ч: |
расход воздуха - Физический показатель, направленный на максимизацию эффективности использования товара |
|||
Уровень шума, Дб(А): 32-39 |
уровень шума - Технологическое требование, направленное на минимизацию шумового загрязнения окружающей среды |
|||
|
Кондиционер промышленный Вид кондиционера: Мультизональная система |
|
|
|
3
|
Вид блока кондиционера: внутренний |
Показатель присутствует в КТРУ |
шт.
|
1
|
Тип внутреннего блока: Кассетный |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Мощность в режиме обогрева, кВт: |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Мощность в режиме охлаждения, кВт: |
мощность в режиме охлаждения - Физический показатель, определяющий необходимую мощность блока кондиционера |
|||
Режим работы кондиционера: АВТО, ОХЛАЖДЕНИЕ, ОСУШЕНИЕ, НАГРЕВАНИЕ, ВЕНТИЛЯТОР |
Обусловлено требуемыми функциональными характеристиками оборудования |
|||
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм: |
Габаритные размеры (ШхВхГ) - Физический показатель, направленный на минимизацию занимаемого пространства |
|||
Электропитание: 220-240В Частота: 50 Гц
|
Электропитание - Физический показатель, обусловленный необходимостью совместимости поставляемого товара с параметрами электрической сети Заказчика |
|||
Нетто: |
масса нетто - Физический показатель, направленный на минимизацию нагрузки на крепления при монтаже товара |
|||
Расход воздуха, м3/ч: |
расход воздуха - Физический показатель, направленный на максимизацию эффективности использования товара |
|||
Уровень шума, Дб(А): 35-39 |
уровень шума - Технологическое требование, направленное на минимизацию шумового загрязнения окружающей среды |
|||
4
|
Кондиционер промышленный Вид кондиционера: Мультизональная система |
|
шт.
|
4
|
Вид блока кондиционера: внутренний |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Тип внутреннего блока: Кассетный |
Показатель присутствует в КТРУ |
|||
Мощность в режиме обогрева, кВт: |
мощность в режиме обогрева - Физический показатель, определяющий необходимую мощность блока кондиционера |
|||
Мощность в режиме охлаждения, кВт: |
мощность в режиме охлаждения - Физический показатель, определяющий необходимую мощность блока кондиционера |
|||
Режим работы кондиционера: АВТО, ОХЛАЖДЕНИЕ, ОСУШЕНИЕ, НАГРЕВАНИЕ, ВЕНТИЛЯТОР |
Обусловлено требуемыми функциональными характеристиками оборудования |
|||
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм: |
Габаритные размеры (ШхВхГ) - Физический показатель, направленный на минимизацию занимаемого пространства |
|||
Электропитание: 220-240В Частота: 50 Гц |
Электропитание - Физический показатель, обусловленный необходимостью совместимости поставляемого товара с параметрами электрической сети Заказчика |
|||
Нетто: |
масса нетто - Физический показатель, направленный на минимизацию нагрузки на крепления при монтаже товара |
|||
Расход воздуха, м3/ч: |
расход воздуха - Физический показатель, направленный на максимизацию эффективности использования товара |
|||
Уровень шума, Дб(А): 38-42 |
уровень шума - Технологическое требование, направленное на минимизацию шумового загрязнения окружающей среды |
|||
Обоснование дополнительных характеристик: | ||||
Требования о включении в комплект поставки внутренних блоков обусловлено тем, что мультизональная система - это система, состоящая из одного наружного блока и нескольких внутренних. Требования к количеству внутренних блоков обусловлено местами установки товара в помещениях Заказчика. Требования к режимам работы, обусловлено необходимостью возможности регулирования температурного режима в помещениях. Требования к мощности, холодопроизводительности обусловлены необходимостью обеспечения соответствия площади помещений, в которых будет выполняться установка товара, с учетом работающей оргтехники. |
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
К техническим характеристикам, помимо показателей присутствующих в КТРУ, для обеспечения Максимальных показателей эффективной эксплуатации внесены следующие показатели:
Вид используемого хладагента: R 410А или R 410. Требования к хладагенту обусловлены требованиями экологичности и безопасности эксплуатации, ввиду отсутствия в указанных хладагентах хлора - опасного для жизни человека компонента. Производство хлорсодержащего хладагента ограничено Монреальским протоколом.
Требования к габаритным размерам, в частности, ограничения максимальных габаритных размеров оборудования обусловлены ограничениями по месту монтажа оборудования. Ограничение минимально допустимых габаритов блока обусловлено отсутствием гарантированного показателя энергоэффективности оборудования меньших размеров, чем минимально заявленные, а также невозможностью обеспечения требуемых показателей мощности и надежности.
Электропитание (фазность и частота) физический показатель, обусловленный необходимостью совместимости поставляемого товара с параметрами электрической сети заказчика.
Требование к коэффициенту EER энергоэффективности, определяемому как отношение мощности охлаждения к потребляемой мощности, и являющемуся основным показателем энергоэффективности кондиционера, обусловлено необходимостью соответствия поставляемого оборудования современным нормам и стандартам, параметрам надежности, безопасности, так же недопущения применения малоэффективного и устаревшего оборудования, а так же оборудования предназначенного для бытового использования, не отвечающего заданным показателям надежности и безопасности эксплуатации.
Также при формировании требований к закупаемым товарам заказчиком учтено наличие в эксплуатируемых помещениях работающей оргтехники (компьютеры, серверное оборудование), которая оказывает непосредственное и существенное влияние на показатели температуры в помещении, что учтено в требованиях к характеристикам оборудования, и обусловлено такими параметрами как мощность и холодопроизводительность. То есть заявленные мощность, и холодопроизводительность оборудования должны позволить обеспечить поддержание требуемой температуры в помещениях, в том числе во время работы, установленной в них оргтехники.
Заказчиком указаны значимые для него показатели, в первую очередь, обеспечивающие безопасное нахождение детей и сотрудников Центра в помещениях, в том числе с учетом требований пунктов 2.7.1 и 3.11.11 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления: детей и молодежи"), необщдимые для достижения заданных результатов качества исполнения государственного задания, а также обеспечивающие безопасное применение товаров и простоту их использования, что соответствует потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
Законом не предусмотрена обязанность Заказчика при осуществлении закупки принимать во внимание особенности деятельности хозяйствующих субъектов, как официальных дистрибьютеров, так и производителей. Отсутствие у претендента необходимой Заказчику продукции на определенный момент времени не является основанием для констатации факта ограничения конкуренции.
Данная правовая позиция заказчика подтверждается обзором Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, изложенном в пункте 1: "По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки."
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика -ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок" нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 ноября 2021 г. N 1578/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021