Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие индивидуального предпринимателя Илясова В.С., в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" Мусаевой А.Н. (доверенность от 07.10.2021 N36), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Илясова В.С. (далее также Заявитель) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" (далее также Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N 0325200004321000218) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 09.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N 0325200004321000218).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителя Заказчика и члена аукционной комиссии Заказчика, и оценив их доводы, Комиссия установила, что 08.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N 0325200004321000218) и документация об этом аукционе.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 714 515,00 руб.
По мнению Заявителя Заказчик предъявляет необоснованные требования к дезинфицирующим средствам.
В ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению и аукционной документации объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств.
Заказчик в техническом задании аукционной документации установлено следующее описание необходимых к поставке товаров:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Средство дезинфицирующего |
Форма выпуска: Таблетка Дезинфицирующее средство представляет собой таблетки белого цвета с запахом хлора Срок годности рабочих растворов: - не менее 5 суток Упаковка: Полимерная банка Объем упаковки: не более 300 таблеток Состав: натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты, ПАВ, функциональные компоненты Содержание ДВ: натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты %: не более 84 и не менее 82 Вес таблетки грамм: не менее 3,14 и не более 3,50 Содержание активного хлораграмм: не менее 1,35 и не более 1,65 Остаточный срок годности на момент поставки: не менее 12 месяцев |
кг |
1000 |
2. |
Средство дезинфицирующего |
Форма выпуска: Жидкость Тип средства: жидкий концентрат. Состав средства: перекись водорода не менее 17%, четвертично-аммониевые соединения не менее 4,0%. pH средства не менее 5,0. Средство не должно содержать активного хлора, третичных аминов, гуанидина, кислот, спиртов, фенолов. Срок годности средства: не менее 3 лет, в невскрытой упаковке производителя. Срок годности рабочих растворов средства: не менее 35 суток. Целевая активность: бактерицидная (в том числе в отношении микобактерий туберкулеза, возбудителей анаэробных и внутрибольничных инфекций /Метициллинрезистентного золотистого стафилококка (MRSA), Ванкомицин-резистентного энтерококка (VRE), синегнойной палочки/), спороцидная, вирулицидная (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека, в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита А, В и С), ВИЧ, полиомиелита), фунгицидная (кандида, трихофитон, плесени). Токсикология: класс опасности: не ниже - 4 при нанесении на кожу. Средство должно обладать хорошими моющими свойствами, не должно обесцвечивать ткани, не должно портить обрабатываемые объекты, не должно фиксировать органические и неорганические загрязнения, не должно вызывать коррозии металлов. Должно обладать пролонгированным остаточным эффектом не менее 5 часов. Режимы обработки: Выход рабочего раствора из 1 литра концентрированного средства: - дезинфекция поверхностей при бактериальной инфекции не менее 1000 л при экспозиции не более 90 минут; -при проведении генеральных уборок в соматических отделениях не менее 333 л при экспозиции не более 60 минут; -дезинфекция воздуха при вирусных инфекциях не менее 100 л при экспозиции не более 30 минут; -дезинфекция изделий медицинского назначения из пластмасс, стекла, металлов не менее 40л при экспозиции не более 15 минут; -дезинфекция изделий медицинского назначения (включая хирургические и стоматологические инструменты, в том числе медицинские инструменты к эндоскопам), совмещенной с предстерилизационной очисткой механизированным (с использованием УЗ-установок) способом не менее 50 литров при экспозиции не более 15 минут; -предстерилизационная очистка, не совмещенная с дезинфекцией, изделий медицинского назначения (включая хирургические и стоматологические инструменты, в том числе вращающиеся, стоматологические материалы, гибкие и жесткие эндоскопы и инструменты к ним),ручным и механизированным (с использованием УЗ-установок) способами не менее 200 литров при экспозиции не более 20 минут; -дезинфекции высокого уровня эндоскопов не менее 14 л при экспозиции не более 15 мин; - стерилизации изделий медицинского назначения (в том числе вращающиеся) не менее 12 л не более 15 минут. Форма выпуска: полимерная емкость не менее 1л. Остаточный срок годности момент поставки: на не менее 12 месяцев |
литр |
250 |
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении закупки и аукционной документацией, Заказчик при описании объекта закупки не использовал положения Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ).
Данный реестр создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку Заказчику нет необходимости самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижению поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (в ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 3 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
плане закупок;
плане-графике закупок;
формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок (далее - форма обоснования закупок);
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
иных документах, предусмотренных Федеральным законом;
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;
Согласно п. 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 4 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения". При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 7 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Анализ требований к товарам показал, что Заказчиком в техническом задании аукционной документации не установлено требование в отношении позиций 1,2 в части использования КТРУ:
- по п. 1 Технического задания Заказчиком должна была быть использована позиция КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" (жидкость) с датой обязательного применения с 13.12.2020;
- по п. 2 Технического задания Заказчиком должна была быть использована позиция КТРУ 20.20.14.000-00000009 "Средство дезинфицирующее" (таблетка) с датой обязательного применения с 13.12.2020.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении требований об использовании КТРУ при описании объекта закупки в извещении и документации об электронном аукционе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Илясова В.С. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N 0325200004321000218) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" нарушившим ч.6 ст.23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N 0325200004321000218).
3. Выдать государственному заказчику заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N 0325200004321000218).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 ноября 2021 г. N 030/06/64-1462/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021