Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика УФСИН России по Астраханской области Нарядчиковой Л.В. (доверенность от 11.11.2021 б/н), на основании обращения ФСИН России от 26.10.2021 N1-73327, а также статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе государственным заказчиком УФСИН России по Астраханской области (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов (реестровые номера извещений: 0325100026821000030; 0325100026821000032), а также заключении и размещении государственных контрактов (реестровые номера: 1301502879821000049, 1301502879821000069, 1301502879821000066, 1301502879821000071, 1301502879821000081, 1301502879821000087, 1301502879821000082)
УСТАНОВИЛА:
28.10.2021 в Управление поступило обращение ФСИН России о проведении проверки в отношении УФСИН России по Астраханской области при проведении следующих закупок (реестровые номера извещений: 0325100026821000030; 0325100026821000032), а также заключении и размещении государственных контрактов (реестровые номера: 1301502879821000049, 1301502879821000069, 1301502879821000066, 1301502879821000071, 1301502879821000081, 1301502879821000087, 1301502879821000082).
Комиссия по результатам изучения документов и проведения внеплановой проверки установила следующее.
В обращении ФСИН России указано, что в Заказчиком неправомерно заключен с ГБУ АО "Астраханская областная ветеринарная лаборатория" государственный контракт от 27.05.2021 N141 на оказание услуг по проведению лабораторных и диагностических исследований (непродуктивных животных (собак)) на сумму 100 000 руб. (реестровый номер контракта 1301502879821000082) по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает данный довод обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако представителем Заказчика не были подтверждены исключительные полномочия ГБУ АО "Астраханская областная ветеринарная лаборатория" на оказание данных услуг, установленные федеральным законом, нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, нормативным правовыми актом Правительства Российской Федерации, законодательным актом соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом Комиссия отмечает, что согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, если осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Учитывая, что цена государственного контракта от 27.05.2021 N141 не превышает шестисот тысяч рублей то, по мнению Комиссии, Заказчик мог осуществить данную закупку по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с чем, признаки административного правонарушения отсутствуют.
Кроме того, 29.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на закупку комплектующих к компьютерной технике (реестровый номер извещений: 0325100026821000030) и документация об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями постановления Правительства Российской Федерации N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N878) установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из сведений извещения о проведении аукциона и документацией о нем следует, что Заказчиком предусмотрены ограничения в соответствии Постановлением N878.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
При этом, Комиссией установлено, что закупаемое оборудование отсутствует в реестре радиоэлектронной продукции.
Таким образом, Заказчиком в извещении об аукционе и аукционной документации неправомерно установлены ограничения в соответствии Постановления N878, что нарушает часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также, в обращении ФСИН России указано, что аукционная комиссия Заказчика неправомерно признала заявку ООО "ИнфоЦентр", поданную на участие в аукционе (реестровый номер извещений: 0325100026821000030), соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку участником представлен недействующий аттестат аккредитации органа аттестации.
Комиссия не согласна с данным выводом, поскольку во исполнение постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" ФСТЭК России издан приказ от 08.04.2020 N55 "О переносе сроков проведения инспекционного контроля испытательных лабораторий и органов по сертификации и продлении сроков действия аттестатов аккредитации органов по аттестации".
В соответствии с указанным приказом инспекционный контроль аккредитованных испытательных лабораторий и органов по сертификации, подлежащих контролю 2020 году, перенесен на 2021.
Таким образом, Комиссия считает, что в действиях аукционной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Кроме того, 18.03.2021 Заказчик заключил с ФКУ "ИК N10" УФСИН по Астраханской области государственный контракт N76 на поставку средств личиной гигиены (реестровый номер контракта: 1301502879821000049 ) (далее также - Контракт).
В соответствии с частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие документы и информация: 1) наименование заказчика; 2) источник финансирования; 3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта; 5) дата заключения контракта; 6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта; 7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; 8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены; 9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика; 10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций); 11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения; 12) идентификационный код закупки; 13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; 14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных; 15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно претензии от 01.06.2021 Заказчик выставил ФКУ "ИК N10" УФСИН по Астраханской требование о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Регламентированный срок направления Заказчиком в Управление Федерального казначейства по Астраханской области информации о начислении неустоек является 08.06.2021 года.
Согласно данным единой информационной системы вышеуказанная информация направлена Заказчиком в Управление Федерального казначейства по Астраханской области 13.10.2021 года.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при исполнении следующих контрактов (реестровые номера: 1301502879821000069, 1301502879821000066, 1301502879821000071, 1301502879821000081, 1301502879821000087, 1301502879821000082).
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе Заказчиком нарушены сроки направления информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика УФСИН по Астраханской области нарушившим части 3 статьи 103, часть 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы проверки передать уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель инспекции П.Л.Потылицын
Участники инспекции: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 ноября 2021 г. N 030/06/64-1472/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021