Резолютивная часть решения оглашена "11" ноября 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме "16" ноября 2021 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<_>- |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<_>. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<_>. - |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок |
рассмотрев дело N 042/06/33-1936/2021, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139300007221000173 "Строительство систем водоснабжения по ул. Ленина к домам по ул. Совхозная, ул. Колхозная, пер. Почтовый", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п "б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
08.11.2021 г. и 09.11.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО "Стигматранс" (вх. N 7577э от 08.11.2021), ООО "Эксперт закупок" (вх. N 7604э от 09.11.2021) на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги при проведении электронного аукциона N 0139300007221000173 "Строительство систем водоснабжения по ул. Ленина к домам по ул. Совхозная, ул. Колхозная, пер. Почтовый".
По мнению заявителей, аукционная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
01.11.2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Администрацией города Юрги по заявке заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139300007221000173 "Строительство систем водоснабжения по ул. Ленина к домам по ул. Совхозная, ул. Колхозная, пер. Почтовый" и аукционная документация.
Начальная максимальная цена контракта - 9 549 000,00 рублей.
Согласно требованиям части 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ N 1042 от 30.08.2017 г. утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Постановление Правительства РФ N 1042).
Поскольку заказчиком в пунктах 9.4.2, 9.4.3, 9.4.4 проекта контракта установлены требования в соответствии с пунктами 4, 5, 6 Постановления Правительства РФ N 1042, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 7 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 (далее - Постановление Правительства N 1466) утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно требованиям части 5 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Поскольку аукционная документация N 0139300007221000173 не предусматривает привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, требования, установленные Постановлением Правительства РФ N 1466 в рассматриваемом случае не применяются.
Согласно требованиям части 9 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В пункте 10.1 проекта контракта указано следующее: "Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Контракта в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить разумными мерами".
Под непреодолимой силой понимается распространение новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Статьей 34 ФЗ N 44-ФЗ предусмотрены положения, которые должны содержаться в контракте.
С учетом требований статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ у заказчика нет обязанности включать в проект контракта положения, связанные с распространенной новой коронавирусной инфекцией, вызванной COVID-19.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 9 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя ООО "Эксперт закупок" о том, что заказчиком не указаны требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Статья 55.16 ГрК РФ регламентирует особенности формирования компенсационных фондов саморегулируемой организации.
Саморегулируемой организация формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.
Таким образом, для вступления в СРО участнику необходимо внести взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
Пункты 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливают минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, а также в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации.
Приказом Ростехнадзора N 86 от 04.03.2019 утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Форма выписки из реестра членов СРО содержит сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а также сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в пункте 41 Информационной карты аукционной документации указано, что выписка из реестра членов СРО предоставляется по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора N 89 от 04.03.2019 г.
В связи с вышеизложенным, предоставляемая участником закупки выписка из реестра членов СРО должна в обязательном порядке содержать сведения о наличии у такого участника закупки взносов в компенсационный фонд возмещения вреда, вне зависимости от того, установлено данное требование заказчиком в аукционной документации или нет.
Вместе с тем законодательство о контрактной системе не содержит требований к заказчику о необходимости указания им в аукционной документации о предоставлении участниками закупки во второй части заявки сведений о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что неустановление в аукционной документации дополнительного требования о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда не противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стигматранс" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги при проведении электронного аукциона N 0139300007221000173 "Строительство систем водоснабжения по ул. Ленина к домам по ул. Совхозная, ул. Колхозная, пер. Почтовый" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Эксперт закупок" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги при проведении электронного аукциона N 0139300007221000173 "Строительство систем водоснабжения по ул. Ленина к домам по ул. Совхозная, ул. Колхозная, пер. Почтовый" необоснованной.
3. Производство по делу N 042/06/33-1936/2021 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 16 ноября 2021 г. N 042/06/33-1936/2021 (ключевые темы: взнос в компенсационный фонд - саморегулируемые организации - аукционная документация - антимонопольный орган - договор подряда)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021