Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Заказчиков:
Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" Паластрова И.В. (на основании доверенности б/н от 06.03.2021 г.), посредством видео-конференц связи;
Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной кардиологический диспансер" Ким О.В. (на основании доверенности N 848 от 09.11.2021 г.), посредством видео-конференц связи;
представитель уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области") Гаев Е.Е. (на основании доверенности N 6 от 01.10.2021 г.);
в присутствии Представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Морской ординар" (далее - ООО "Морской ординар", Заявитель) Андрусенко С.П. (на основании доверенности от 28.01.2021 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Морской ординар" на действия заказчиков - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (далее - ГБУ "КОКБ"); Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной кардиологический диспансер" (далее - ГБУ "КОКД"); Государственного бюджетного учреждения "Курганская больница скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ "БСМП") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное вещество (извещение N 0843500000221004406) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
8.11.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО "Морской ординар" (вх. N ЭП-4556) на положения документации об аукционе на поставку медицинских изделий стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное вещество (извещение N 0843500000221004406).
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, а именно, что в техническом задании, в описании объекта закупки позиции с 1 по 20 сформированы под товар единственного производителя - стент коронарный, сиролимус - элирующий Partner производства "Лепу Медикал Текнолоджи (Бейдзин) Ко., Лтд.", Китай. Заказчиком установлены ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями других производителей.
Просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке, дать правовую оценку действиям (бездействию) Заказчика при проведении закупки, обязать Заказчика привести документацию о закупке в соответствие с действующим законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе; выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений, в том числе о внесении изменений в документацию об аукционе в соответствии с настоящей жалобой.
Представитель ГБУ "КОКД" с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной.
Представитель ГБУ "КОКБ" также не согласен с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" с доводами жалобы не согласно и считает их лишенными правовых оснований.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 22.10.2021 г. на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение о проведении совместного аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное вещество (извещение N 0843500000221004406).
Максимальное значение цены контрактов (начальная максимальная цена контрактов) составляет 19 918 500 рублей 00 копеек:
Заказчик N 1 (ГБУ "КОКБ") - 11 382 000,00 рублей.
Заказчик N 2 (ГБУ "КОКД") - 3 794 000,00 рублей.
Заказчик N 3 (ГБУ "БСМП") - 4 742 500,00 рублей.
Заказчиками являются: Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная клиническая больница"; Государственное бюджетное учреждение "Курганский областной кардиологический диспансер"; Государственное бюджетное учреждение "Курганская больница скорой медицинской помощи".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракты не заключены.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиками, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В рассматриваемой аукционной документации отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащей поставке продукции, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе устанавливает требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В связи с чем, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в совместном аукционе в электронной форме N 0843500000221004406 от 10.11.2021 г. участие в электронном аукционе приняло 7 участников, все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими положениям документации об аукционе и нормам Закона о контрактной системе.
Из возражений ГБУ "КОКБ" следует, что описание совместной закупки носит объективный характер и соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Описание объекта закупки не включает указание на конкретные торговые марки и производителей. Параметры товаров отвечают потребностям заказчика при оказании медицинских услуг.
Косвенным подтверждением факта отсутствия ограничения конкуренции является тот факт, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в совместном аукционе в электронной форме N 0843500000221004406 от 10.11.2021 г. приняло 7 (семь) участников, все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими положениям документации об аукционе и нормам Закона о контрактной системе. Одним из участников (номер заявки 110817799) указана информация о стране происхождения товара "Российская Федерация" с указанием производителя "Ангиолайн", остальными участниками в качестве страны происхождения указан "Китай" или "Китайская Народная Республика".
Следовательно, 7 (семь) хозяйствующих субъектов выразили согласие поставить товар согласно функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, указанных Заказчиками в техническом задании.
Комиссией Курганского УФАС установлено, что предметом поставки по контрактам, заключаемым по итогам проведения электронного аукциона, является поставка медицинских изделий стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное вещество.
В то же время Комиссия Курганского УФАС России учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе.
Однако, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, выполнить работы, указать услуги, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для Заказчика. Ограничивает усмотрение Заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрев аукционную документацию приходит к выводу о том, что товар требуемый по документации является поставляемым, следовательно участники должны предоставлять в составе заявки страну происхождения такого товара и его конкретные показатели.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России принимает во внимание то, что установление Заказчиками любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении электронного аукциона.
Заявителем не представлены доказательства того, что установленные Заказчиками технические характеристики привели к ограничению количества участников закупки, а также доказательства того, что данные характеристики не отвечают потребностям Заказчиков.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные Заказчиками требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или снизили потенциальную эффективность проводимого аукциона, вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, ввиду введения участников аукциона в заблуждение, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе не усматривается.
Довод Заявителя признан необоснованным.
Вместе с тем, относительно довода подателя жалобы о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Заказчика, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Для принятия решения о наличие нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить, в чем выразилось данное нарушение, обстоятельства, которые повлекли это нарушение, и каким образом была нарушена конкуренция.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, установлен Главой 9 Закона о защите конкуренции.
А именно, рассмотрение заявления и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая также содержит требования к форме и порядку подачи указанного заявления.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции заявление, которое подается в антимонопольный орган, должно содержать следующие сведения:
- сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
-имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
- описание нарушения антимонопольного законодательства;
- существо требований, с которыми заявитель обращается;
- перечень прилагаемых документов.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
В случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления (часть 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя (часть 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (часть 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Учитывая изложенное, в рамках Главы 9 Закона о защите конкуренции могут быть рассмотрены действия каких-либо субъектов исключительно на предмет их соответствия антимонопольному законодательству, а именно, на наличие в таких действиях признаков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако, указанная выше жалоба подана в Курганское УФАС России в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы нарушение антимонопольного законодательства при проведении конкурентной процедуры не может быть установлено.
Таким образом, из указанного выше следует, что нарушение антимонопольного законодательства может быть установлено антимонопольным органом исключительно в порядке, предусмотренном Главой 9 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения заявления, поданного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Иными словами, в том случае, если в действиях заказчика податель жалобы усматривает признаки нарушения Закона о защите конкуренции, последнему следует обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 упомянутого выше Закона.
В результате проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки, Комиссией Курганского УФАС России нарушения требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд также не установлены.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Морской ординар" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Иванова
Члены Комиссии: И.М. Стрижова
М.П. Чеботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 12 ноября 2021 г. N 05-02/320-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021