Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2021 г.
В полном объеме решение изготовлено 18.11.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии: Андреева А.И. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (далее - ГБУ "КОКБ", Заказчик) Паластровой И.В. (доверенность N б/н от 06.03.2021 г.), Урмашевой М.А. (доверенность N 1816 от 31.05.2021 г.),
в присутствии представителя Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" Гаева Е.Е. (доверенность N 6 от 01.10.2021 г.),
в присутствии представителя Индивидуального предпринимателя Грошева Ивана Александровича (далее - ИП Грошев И.А., Заявитель) Ермошкина А.Ю. (доверенность N б/н от 27.10.2021 г.),
рассмотрев жалобу ИП Грошева И.А. на действия Заказчика - ГБУ "КОКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий Анализатора масс-спектрометрического, автоматического, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000221004565) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09.11.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ИП Грошева И.А. (вх. N эп-4592) на действия Заказчика - ГБУ "КОКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий Анализатора масс-спектрометрического, автоматического, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000221004565).
Заявитель полагает, что:
1. Положения технического задания не соответствуют требованиям действующего законодательства о контрактной системе;
2. Заказчик не в праве требовать лицензию на производство и обслуживание медицинской техники;
3. Положения документации ограничивают конкуренцию.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу, провести проверку правомерности действий Заказчика и содержание аукционной документации, выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.
Представители уполномоченного органа и ГБУ "КОКБ" с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просят признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 29.10.2021 г. на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение на поставку медицинских изделий Анализатора масс-спектрометрического, автоматического, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000221004565).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 32 000 000 рублей 00 копеек.
Заказчиком является ГБУ "КОКБ".
Размещение закупки осуществляет уполномоченное учреждение - Государственное казенное учреждение "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенный в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Курганского УФАС России считает, что Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Законом о контрактной системе и исходя из своих потребностей, Заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе закрепляет, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с чем, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В описании объекта закупки код номенклатурной классификации медицинских изделий по видам был указан Заказчиком в виду требований Приказа Минздрава России от 18 мая 2021 года N 464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований" (далее - Приказ N 464н).
В соответствии с вышеуказанным Приказом, закупка медицинского оборудования для оснащения клинико-диагностических и микробиологических лабораторий должна осуществляться на основании соответствия кодов видов номенклатурной классификации приобретаемого оборудования стандартам оснащения клинико-диагностических и микробиологических лабораторий, утвержденных Правилами оснащения.
Данным приказом установлены стандарты оснащения лабораторий, в частности стандарт оснащения клинико-диагностической лаборатории.
Как следует из содержания указанного Приказа, для товара - Анализатор масс-спектрометрический, автоматический законодателем определен код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 107660.
Согласно Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 июня 2012 года N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (вместе с "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам", "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения"), номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия (область применения, инвазивность, стерильность, частота использования (однократного, многократного применения), эксплуатационные особенности, конструктивные особенности.)
Таким образом, медицинское изделие с кодом отличным от указанного в описании объекта закупки, имеет иные признаки, чем медицинское изделие, планируемое к закупке.
Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Кроме того, при осуществлении закупки Заказчиком была выбрана позиция КТРУ 26.60.12.119-00000228. Из содержания приведенной позиции следует, что для объекта закупки в КТРУ определен код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 107660.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии Курганского УФАС России пояснил, что цена контракта определена и обоснована в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Заказчик получил не менее трех ценовых предложений от потенциальных поставщиков, которые содержат намерения о готовности поставщиков выполнить условия контракта в соответствии с техническим заданием документации об аукционе, а также имеются сведения о трех заключенных государственных контрактах, в которых содержатся аналогичные требования к объекту закупки.
Указанные данные свидетельствуют о том, что товар, требующийся Заказчику, находится в свободном доступе на рынке продаж на территории Российской Федерации.
Довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС необоснованным.
Изучив второй довод Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России считает, что Заказчиком правомерно установлено требование о предъявлении лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Закон о лицензировании) лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
По итогам аукциона государственный контракт заключается с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на участие в аукционе, именно указанное лицо (исполнитель) должно соответствовать требованиям, так как ответственность за действия привлеченных соисполнителей перед заказчиком несет исполнитель.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, обязательному лицензированию подлежит деятельность по производству и техническому обслуживанию за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года N 1445 (далее - Положение N 1445).
Поскольку объектом закупки является поставка медицинского изделия, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, в отсутствие связи данных действий с процессом собственно медицинской деятельности, осуществляемой заказчиком, организация, совершающая данные действия , обязана иметь специальную лицензию на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Так как поставка и ввод в эксплуатацию медицинских изделий представляет собой единый непрерывный комплексный процесс, осуществление поставки и ввода в эксплуатацию медицинских изделий разными исполнителями (в том числе исполнителем и соисполнителем) могло бы приводить к срыву обеспечения медицинских организаций необходимым оборудованием своевременно и надлежащим образом, с необходимым качеством, обеспечивающим безопасность последующего применения, поставленного оборудования, в том числе для пациентов и персонала.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, Заказчик правомерно установил требование в аукционной документации к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания: монтаж и наладка медицинской техники.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
Относительно третьего довода жалобы о необходимости разграничения поставки товара и услуги по вводу в эксплуатацию медицинских изделий, обучению правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Положения указанного Приказа прямо указывает на обязанность включения в состав одного лота (предмета контракта) и поставку товара и сопутствующие этому услуги.
Таким образом Комиссия Курганского УФАС России считает довод Заявителя несостоятельным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального Предпринимателя Грошева Ивана Александровича" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Иванова
Члены Комиссии: А.И. Андреева
М.П. Чеботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 15 ноября 2021 г. N 05-02/324-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021