Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 10.11.2021 N 762 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "МД-Консалтинг" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - МКУ "Собственность Белгородского района", уполномоченного органа - администрации Белгородского района Белгородской области, в отсутствие представителя заявителя - ООО "МД-Консалтинг" (о времени и месте проведения заседания Комиссии надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-793/2021 по жалобе ООО "МД-Консалтинг" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж детских игровых площадок на территории Белгородского района (N закупки 0126300029121000704) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" (далее - заявитель) на положения документации об Электронном аукционе.
1.В жалобе указано что, по мнению заявителя, предметом закупки является выполнение работ по благоустройству территории.
Заявитель в жалобе указывает, что согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, в соответствии с пунктом 2.2. Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 при проведении закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливается требование к наличию за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 271 600,00 руб., что превышает 5 млн. рублей. Муниципальный заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Собственность Белгородского района". Источник финансирования: Бюджет муниципального района "Белгородской район".
Следовательно, по мнению заявителя, заказчиком должно быть установлено требование к наличию у участника закупки опыта. Данное нарушение влечет за собой возможность заключения контракта с лицом, которое выступать исполнителем работ не может.
2.В жалобе заявитель также указал на то, что в пункте 26 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлено требование о предоставлении в первой части заявки помимо согласия на выполнение работ, конкретных показателей товаров.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам требуемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, содержатся в пункте 2.1. Приложения N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе.
Проанализировав документацию об Электронном аукционе, заявитель пришел к выводу, что заказчик допустил нарушение, выразившееся в виде избыточного описания объекта закупки, что выражено в детальном описании составных и прикладных элементов поставляемого товара, а также их испытаниях, например: требование к сечению бруса, радиусу закругления углов, влажности пиломатериалов, клею и типу заделки естественных дефектов древесины: Брус многослойный клееный из шпона. Технические условия" сечением не менее 100х100 мм, все углы закруглены радиусом не менее 3 мм. Деревянный брус должен быть склеен под прессом из нескольких отборных сосновых досок, подвергнутых специальной обработке и сушке до мебельной влажности 7-10% для придания особой прочности несущим конструкциям. Деревянные доски хвойных пород дерева должны быть подвергнуты специальной обработке и сушке до мебельной влажности 7-10% для придания особой прочности несущим конструкциям Фанера влагостойкая не ниже I сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) (Песочница); требования к составу материала, температуре использования, плотности: материал: не менее 90% резиновой крошки; температура использования: +60С - 45С; плотность: не менее 850 кг/м (устройство травмобезопасного резинового покрытия).
Заявитель считает, что требование предоставления конкретных значений по показателям, которые определяются при наличии партии товара, нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В жалобе заявитель отмечает, что копирование фрагмента текста возможно, однако, заказчиками предъявлены требования к 9 товарным позициям, объем файла составляет 16 страниц, что затрудняет подготовку участниками предложения в отношении объекта закупки и противоречит положениям части 2 статьи 8, статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик - МКУ "Собственность Белгородского района", уполномоченный орган - администрация Белгородского района Белгородской области с доводами, изложенными в жалобе, не согласны. Уполномоченный орган представил возражения на жалобу.
На заседании Комиссии заказчик и уполномоченный поддержали доводы, изложенные в возражениях уполномоченного органа на жалобу, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг", возражения уполномоченного органа, заслушав участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 02.11.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка и монтаж детских игровых площадок на территории Белгородского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 271 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "МД-Консалтинг" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Пунктом 2.2 Приложения N 1 к Постановлению 99 установлены требования к участникам закупок при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 миллионов рублей у участника закупки должны быть в наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что согласно пункту 2.1 "ГОСТ 33602-2015. Межгосударственный стандарт. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.05.2016 N 326-ст) (далее - ГОСТ 33602-2015) детская игровая площадка - специально оборудованная территория, предназначенная для игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие для детской игровой площадки.
Пунктом 2.2 ГОСТ 33602-2015 установлено, что оборудование для детской игровой площадки, это оборудование, установленное на детской игровой площадке, с которым или на котором пользователи могут играть индивидуально или группой по своему усмотрению и правилам.
В соответствии с приведенными нормами, игровая площадка представляет собой комплекс состоящий из оборудования, покрытия, элементов озеленения и освещения.
Согласно, документации об Электронном аукционе, объектом Электронного аукциона является поставка и монтаж детских игровых площадок. В соответствии со Спецификацией, содержащейся в Приложении N 1 "Описание объекта закупки" документации об Электронном аукционе к поставке необходимо детское игровое оборудование, такое как детский игровой комплекс, песочница, качалка-балансир, качели и т.п.
Таким образом, объектом закупки является поставка товара - детского игрового оборудования в рамках проведения благоустройства территории.
При указанных обстоятельствах от заказчика не требуется установление дополнительных требований к участникам закупки, установленным Постановлением N 99.
Таким образом, первый довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16, нарушением требований ст. 33 Закона о контрактной системе является установление заказчиком требований подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Из вышеуказанного следует, что описание объекта закупки, приведенное в документации об Электронном аукционе, должно позволить определить участникам закупки требования заказчика в отношении закупаемых товара, работы, услуги.
Проведя анализ представленных документов, Комиссия пришла к выводу о том, что описание объекта закупки, приведенное в документации об Электронном аукционе, содержит показатели, которые в полном объеме позволяют определить участникам закупки требования заказчика по следующим основаниям.
Заказчиком представлены в материалы дела доказательства тому, что все оспариваемые требования к товарам, использованные при описании объекта закупки установлены заказчиком на основании данных, которые содержаться в документах о качестве (паспортах, сертификатах и т.п.) и свободно доступны для ознакомления, а также являются обязательными документами сопровождающими товар при его изготовлении.
Комиссией также установлено, что запросов о разъяснении положений документации об Электронном аукционе в адрес заказчика не поступало.
Таким образом, по мнению Комиссии, установление оспариваемых характеристик требуемого к поставке товара не противоречит позиции ФАС России, изложенной в письме от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16, и требованиям статьи 33 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе
На основании изложенного второй довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
В случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Вместе с тем, в жалобе заявитель отмечает, что копирование фрагмента текста возможно.
Таким образом, вышеуказанное обстоятельство позволяет участнику закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств опровергающих возможность участником закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, а также то, что объем в 16 страниц затрудняет подготовку участниками предложения в отношении объекта закупки, не представил.
При указанных обстоятельствах третий довод жалобы является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения документации об Электронном аукционе нарушили права и законные интересы ООО "МД-Консалтинг", привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, а также ограничили количество участников закупки заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МТ-Консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 18 ноября 2021 г. N 031/06/64-793/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021