Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика Тюменская больница ФГБУЗ "Западно-Сибирского медицинского центра Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы газопровода отделений инфекционного госпиталя для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (реестровый номер закупки 0367100005921000220),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 12.11.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика Тюменская больница ФГБУЗ "Западно-Сибирского медицинского центра Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы газопровода отделений инфекционного госпиталя для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе приводит следующие доводы:
Первый довод. Заказчиком в пункте 3.2.1 раздела 3.2 документации о закупке установлены требования к содержанию второй части заявки в нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Второй довод. Пунктом 2.1.4 раздела 2 документации о закупке предусмотрено излишнее требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков учредителей участника закупки, что по мнению заявителя нарушает часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Третий довод. Пунктом 2.1.1 раздела 2.1 документации о закупке предусмотрено требование к участникам закупки, согласно которому сотрудники участника закупки должны иметь аттестационное удостоверение по сосудам, работающим под давлением и правилам промышленной безопасности. По мнению заявителя, поскольку предметом закупки является выполнение капитального ремонта, следовательно, наличие у сотрудников участника закупки аттестационного удостоверения по сосудам, работающим под давлением и правилам промышленной безопасности является неправомерным и приводит к ограничению количества участников закупки.
Четвертый довод. Поскольку объектом закупки является капитальный ремонт системы газопровода, то заказчиком в нарушение части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе неправильно определена дата проведения электронного аукциона, а именно, 17.11.2021.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя (вх.N 11485 от 17.11.2021), которые приобщены к материалам дела, согласно которым в соответствии с пунктом 9 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством РФ. Порядок получения допобразования и аттестации в области промбезопасности урегулирован постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики". Таким образом, установление требования к участникам закупки, как наличие у сотрудников аттестационного удостоверения по сосудам, работающим под давлением, и правилам промышленной безопасности, обоснованным. Система газоснабжения является движимым имуществом, а следовательно, система газоснабжения объектом капитального строительства не является. Ссылка подателя жалобы на пункт 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87), не имеет отношения к данному делу, поскольку устанавливает требования к смете на строительство объектов капитального строительства (по данной закупке строительство не предполагается, закупаются работы по капитальному ремонту, при этом, ремонтируемый объект объектом капитального строительства не является). Заказчик просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Тюменская больница ФГБУЗ "Западно-Сибирского медицинского центра Федерального медико-биологического агентства" являясь государственным заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы газопровода отделений инфекционного госпиталя для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, с начальной (максимальной) ценой контракта 9 950 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 01.11.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100005921000220.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Пунктом 3.2.1 раздела 3.2 документации о закупке предусмотрено следующее:
3.2.1 |
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: |
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона |
Пунктом 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.
Комиссия Тюменского УФАС России ознакомившись с указанным доводом жалобы заявителя отмечает, что заявитель не обосновал какие конкретно требования к содержанию второй части заявки содержащиеся в пункте 3.2.1 раздела 3.2 документации о закупке противоречат пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в обжалуемой части Комиссией не установлено. Поскольку в заседание Комиссии представитель заявителя не явился, каких-либо пояснений в части конкретизации указанного довода не представил, то указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ внесены изменения в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которым, слова "об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица" заменены словами "о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона".
Изменения внесенные Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе вступили в силу с 01.07.2021.
Таким образом, на данный момент изменен перечень лиц, сведения о которых не должны быть включены в РНП.
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к указанным лицам относятся:
- члены коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющая организация;
- участники (члены) корпоративного юридического лица, способные оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи;
- учредители унитарного юридического лица.
Пунктом 15 извещения о проведении электронного аукциона предусмотрено следующее:
15 |
Требования к участникам закупки и перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона (ст. 31, ч.3 ст.64 Федерального закона) |
В соответствии с положениями раздела 2 документации об электронном аукционе |
Пунктом 2.1.4 раздела 2 документации о закупке предусмотрено следующее:
2.1.4 |
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица |
требование установлено |
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает, что информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком не только в извещении об осуществлении закупки, но также в документации о закупке.
Пункт 2.1.4 документации о закупке изложен в противоречие с актуальной редакцией части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документацией о закупке предусмотрено излишнее требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков учредителей участника закупки что нарушает часть 5 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что в свою очередь указывает на признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.
По третьему доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.
Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что заявитель не обосновал в чем конкретно заключается неправомерность установленного заказчиком требования к участникам закупки предусмотренного пунктом 2.1.1 раздела 2.1 документации о закупке, в части наличия у сотрудников участника закупки аттестационного удостоверения по сосудам, работающим под давлением и правилам промышленной безопасности, и каким образом данное требование противоречит предмету осуществляемой закупки на выполнение капитального ремонта системы газопровода.
Поскольку в заседание Комиссии представитель заявителя не явился, каких-либо пояснений в части конкретизации указанного довода не представил, то указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По четвертому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе предусмотрено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Согласно представленным в материалы дела письменным пояснениям заказчика в рамках осуществляемой закупки строительство не предполагается, поскольку закупаются работы по капитальному ремонту, при этом, ремонтируемый объект объектом капитального строительства не является.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в составе жалобы, а также к заседанию Комиссии не представлено каких-либо доказательств подтверждающих, что система газопровода является объектом капитального строительства.
Кроме того, в жалобе заявитель указывает неверные даты, а именно:
- 15.11.2021 - дата окончания подачи заявок;
- 17.11.2021 - дата проведения электронного аукциона.
Согласно документации о закупке предусмотрены следующие даты:
- дата и время окончания срока подачи заявок: 22.11.2021, 09:00 (пункт 1.7);
- дата проведения электронного аукциона: 24.11.2021 (пункт 1.9).
Поскольку в заседание Комиссии представитель заявителя не явился, каких-либо пояснений в части конкретизации указанного довода не представил, то указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Тюменского УФАС России решила обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и уполномоченного учреждения не выдавать, поскольку установленное нарушение законодательства о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика Тюменская больница ФГБУЗ "Западно-Сибирского медицинского центра Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы газопровода отделений инфекционного госпиталя для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (реестровый номер закупки 0367100005921000220) обоснованной в части установления в документации о закупке излишнего требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об учредителях участника закупки.
2. Признать заказчика Тюменская больница ФГБУЗ "Западно-Сибирского медицинского центра Федерального медико-биологического агентства" нарушившим часть 5 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в адрес заказчика не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 ноября 2021 г. N 072/06/44/206/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021