Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Тандем" (вх. 18508) от 08.11.2021 года на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Буздякская центральная районная больница при осуществлении закупки N 0301300124421000034 "Дезинфицирующие средства".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по электронному аукциону N 0301300124421000034.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В жалобе Заявителя отражен довод, согласно которому требования документации об электронном аукционе приводят к ограничению круга участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу Заявителя: "в Техническом задании аукционной документации ( пункты с 1 по 6) чрезмерно детализировано описание товара. В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 г. N АКГ1И161287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, так как это влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Согласно Раздел N1. Наименование и описание объекта закупки (далее - Техническое задание (ТЗ)) Заказчик указывает следующие ограничивающие характеристики:
П.2 ТЗ:
-N,N-бис-(3-аминопропил) додециламин |
не более 6,0% |
четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) |
не более 18,0% |
полигексаметиленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ) |
не менее 2,5% |
Заказчик должен исключить из ТЗ требования точного процентного состава действующих веществ, так как данное требование является указанием на конкретное дезинфицирующее средство, в частности "Телесфор Люкс, производство ООО НПК МЕДЭКС". Под данный состав действующих веществ, но с незначительным отличием их процентного содержания, подходят много других дезсредств. Однако из-за жесткого указания данных, участники аукциона не могут предложить эквивалентный товар.
Также заказчику следует убрать из ТЗ следующее требование:
ДВУ эндоскопов выход рабочего раствора составляет |
не менее 30л при времени экспозиции не более 5 мин |
Согласно СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", который является основным для медицинских организаций, для режима стерилизации и ДВУ, используются только средства на основе глутарового альдегида и перекиси водорода в определенных концентрациях. Запрашиваемое средство не содержит ни глутарового альдегида, ни перекиси водорода, поэтому оно не может использоваться по режиму ДВУ. Данный пункт полностью следует исключить из требований ТЗ.
Таким образом, расширяется круг участников аукциона, которые могут предложить различные средства с соблюдением требования СанПина.
П. 3ТЗ:
клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом или смесь ЧАС (или аналогичные вещества группы четвертично-аммониевых соединений) и комплексное соединение органических веществ относящихся к аминам (триамин или его производные) |
суммарное содержание действующих веществ должно быть не менее 40% |
Заказчик должен исключить из ТЗ требования точного процентного состава действующих веществ.
Вызывает сомнение следующее требование, так как не указано на каком штамме тестирован препарат при туберкулезе:
выход рабочего раствора из 1л/кг средства для дезинфекции поверхностей в отношении бактерий (в т.ч. туберкулез) |
должен составлять не менее 500л при времени экспозиции не более 60 мин. |
Поэтому Заказчику необходимо либо убрать данное требование из ТЗ, либо скорректировать с учетом требования СанПиН 3.3686-21.
П. 4ТЗ:
N,N-бис(3-аминопропил) додециламина |
не менее 5,0%. |
Заказчику следует исключить из ТЗ требование точного процентного состава действующих веществ. И указывать:
N,N-бис(3-аминопропил) додециламина |
наличие |
П. 5ТЗ:
Действующее вещество ундециленамидопропилтримониумметосульфат (тетранил У) |
не менее 2,0%, |
Данное средство используется при гигиенической обработке рук и ступней ног, в форме геля, то есть по сути является обычным дезинфицирующим мылом. Поэтому при указании действующего вещества, Заказчику просто следует указать:
ундециленамидопропилтримониумметосульфат (тетранил У) или эквивалент |
наличие |
В П. 7 ТЗ такая же ситуация, так как указано то же вещество, только разная упаковка. Поэтому Заказчику также необходимо скорректировать ТЗ по данному пункту.
П. 8, 9, 11 ТЗ:
Спирт/смесь спиртов |
не менее 70% |
Хлоргексидин биглюконат |
не менее 0,5% |
Заказчик должен исключить из ТЗ требования обязательного содержания Хлоргексидин биглюконат тем более с указанием точного процентного состава, так как основное действующее вещество для обработки рук является изопропиловый спирт, и содержание его должно быть не менее 70%, согласно требованиям Роспотребнадзора РФ. Все остальные действующие вещества являются дополнением и находят свое отражение в антимикробной активности.
В ТЗ следует указать только:
Спирт/смесь спиртов |
не менее 70% |
П. 10 ТЗ:
Не должно содержать кислот, активного кислорода, четвертично-аммониевые соединения, амины, фенолы и их производные |
Соответствие |
Заказчику следует полностью убрать данную характеристику, так как согласно требованиям Роспотребнадзора РФ для обработки рук используется изопропиловый спирт не менее 70%, а все остальные действующие вещества являются дополнением и находят свое отражение в антимикробной активности. Поэтому указание на обязательное их отсутствие является некорректным и ограничивающим участников закупки.
Та же ситуация и в П.12 ТЗ.
Средство не должно содержать хлора, кислот, перекиси, альдегидов, аминов, фенолов и их производных |
Соответствие |
Заказчику следует полностью убрать данную характеристику.
Заказчик в ТЗ не обосновывает указание индивидуального рецептурного состава средств (названия и предела процентного содержания действующих веществ), заявляемых к закупке, взятого из инструкций по применению конкретных средств, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, и в нарушение ч.2 ст.8; п.5, ст.24; п.4, ч.1, ст.50; п.1,2, ч.1 ст.64, п.3, ч.6, ст.83 Закона N 44-ФЗ, а также ст. 17 Федерального Закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, и приводит к ограничению конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях: "В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, отражающие потребность заказчика. Заказчик указывает в техническом задании минимальное значении концентрации действующих веществ, в соответствии с потребностью Учреждения, что не является нарушением законодательства в сфере закупок. Если у участника отсутствует возможность поставки необходимых Заказчику товаров, то это не может служить основанием для признания нарушений в действиях заказчика по удовлетворению своей законной и объективной потребности".
Комиссией установлено, что вышеуказанные доводы Заказчика являются несостоятельными ввиду нижеследующего.
Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.
Разница в результатах применения того или иного дезинфицирующего препарата определяется не столько его рецептурой, сколько режимом дезинфекции и способом применения, изложенным в инструкции по применению.
Таким образом, при указании цели использования и области применения дезинфицирующего средства описание его рецептуры (в виде указания процентного содержания действующих веществ), носит избыточный, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Указанные требования, в частности, "не менее _% не более _%", а также указание на отсутствие конкретного вещества, не являются функциональными характеристиками, а показывают только индивидуальный рецептурный состав.
Решением Верховного суда Российской Федерации N АКПИ16-1287 от 09.02.2017 и письмом Федеральной антимонопольной службы N ИА/44536/16 от 01.07.2016 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" отражена позиция о недопустимости требований закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, так как это влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Однако Заказчиком не достигнут данный экономический эффект. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 10.11.2021 N0301300124421000034-3 была рассмотрена и признана соответствующей вторая часть одной заявки участника.
Комиссия, с учетом изученного, усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается обоснованной.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0301300124421000034, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0301300124421000034, с объяснениями по факту выявленного нарушения 29.11.2021 года в 12:00 (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12 ноября 2021 г. N ТО002/06/105-2277/2021 (ключевые темы: участники закупок - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - контрактная система в сфере закупок - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021