Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 17 ноября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев - старший государственный инспектор;
А.А. Аушев - старший государственный инспектор;
В присутствии представителей:
заказчика - ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" (далее - Заказчик) Б.А. Оздоева (по доверенности);
заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - Заявитель) - Д.А. Ступина (по доверенности);
победителя торгов - общества с ограниченной ответственностью "Парадиз-М" -Х.Л. Курскиевой (по доверенности);
приглашенного в качестве эксперта Территориального органа Росздравнадзора по Республике Ингушетия - А.Н Ханиева (по служебному удостоверению);
все стороны уведомлены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало.
Рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействия) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114500000821001734 на поставку медицинского оборудования (далее - Закупка), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении Закупки.
Согласно жалобе, закупочная документация и извещение о проведение Закупки содержит следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
1) описание объекта Закупки составлено под конкретного производителя;
2) неправомерно установлено ограничение в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
От Заказчика 10.11.2021 (вх.N3547-эп) поступило ходатайство об объявлении перерыва в рассмотрении дела.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления объявлен перерыв до 06.07.2021 г.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.10.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 174 000,00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 08.11.2021 09:42;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 10.11.2021.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, заказчик обязан при описании объекта закупка руководствоваться положениями статьей 8 и 33 Закона о контрактной, надлежащим образом составляя описание объекта закупки и не нарушая принцип обеспечения конкуренции.
Согласно первому доводу жалобы, описание объекта Закупки составлено под одного производителя.
В частности, участник ООО "Альфа" закупки указывает на характеристики объекта Закупки, соответствующие только одному производителю - "Пентакс": рабочая длина вводимой трубки, мм: не менее 1700 и общая длина, мм: не менее 2016.
Также другой участник закупки "Ренессанс-Мед" в жалобе указывает, что описание объекта Закупки составлено под конкурентного производителя "Пентакс" по следующим характеристикам поставляемого оборудования:
- рабочая длина вводимой трубки, мм: не менее 1700;
- скрытый механизм открытия/закрытия бранш в месте прикрепления к дистальной части боудена для защиты канала эндоскопа, угол раскрытия браншей, градусов, угол заточки режущих краев браншей, градусов, двойная заточка браншей;
- материал сердечника - нитинол, материал напыления браншей - титан;
- подсоединение эндоскопов в одно касание;
- показатель 50 для характеристики хранимых в памяти анкет пациентов;
- наличие входов BNC, VGA, HD-YPbPr/ YPbPr;
- наличие управляющего интерфейса RS-232;
- наличие предустановленных режимов гамма-коррекции Video, Pacs 2.6/2.4/2.2/2.0/1.8
- наличие стандарта "изготовлено в соответствии с EN IEC 60601";
- характеристика предохранителя Т0,5а -10а, IeC127/UI;
- требование о наличии исключительно ксеноновой лампы.
Доводом третьей жалобы на Закупку, которая поступила от ООО "Инг-Трейдинг", является также составление описания объекта Закупки под одного производителя, в том числе по пункту 1.4 технического задания: диоприя.
Учитывая указанные обстоятельства, а также что в соответствии со статьями 64, 33 и 8 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен соблюдать принцип обеспечения конкуренции, Ингушским УФАС России 11.11.2021 (исх.N3643-АА) ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" был направлен запрос о представлении информации о наличии на рынке медицинского оборудования двух и более производителей, предлагающих к поставке оборудование согласно технического задания Закупки.
Вместе с тем до оглашения результативной части по итогам рассмотрения жалобы по существу Заказчиком информации о соответствии описания объекта Закупки двум и более производителям в антимонопольный орган не представлена.
Более того, представленные Заказчиком коммерческие предложения от хозяйствующих субъектов, на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта, наглядно свидетельствуют о том, что под описание объекта закупки оборудования одного производителя - PENTAX, ввиду того, что все торговые предложения предлагают к поставке исключительной товара указанного производства.
Также Управлением отмечено, что по согласно итогам проведения процедуры Закупки на участие в аукционе подана единственная заявка, предлагающие к поставке оборудование производства Хоя Корпорейшн - PENTAX.
Рассматривая в совокупности обстоятельства осуществления Закупки, Комиссией Управления довод жалобы признан обоснованным, признавая при этом в действиях ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 и статьи 8 Закона о контрактной системе, выразившиеся в описания объекта Закупки под одного производителя.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2);
- показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - показатель локализации собственного производства медицинских изделий).
Согласно извещению о проведении Закупки, закупаемые оборудования относятся к коду ОКПД2: 26.60.12.119.
Анализ Закупки показывает, что в извещении о проведении электронного аукциона и в составе закупочной документации правомерно установлено ограничение в соответствии с Постановлением N102.
Заявитель ставить под сомнение правомерность установления таких ограничений ввиду того, что, по его мнения, под описание объекта закупки подходит только оборудование иностранного производства.
Однако, положениям Закона о контрактной системе не предусмотрена необходимость установления ограничений в соответствии с Постановлением N102 в зависимости от наличия или отсутствия на рынка товара происхождения из государств - членов Евразийского экономического союза.
На основании изложенного Комиссией Управления довод жалобы признан необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Ингушского УФАС России выявлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Также в соответствии с пунктом 2 Постановления N620, указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Согласно данным ЕИС, итоговые показатели плана-графика закупок ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" за 2020 составило 504 597 620,84, то есть более 100 млн. рублей, следовательно, при осуществлении закупки на сумму более 1,5 млн. рублей данному заказчику необходимо соблюдать правило не объединения в состав одного лота медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам.
При этом начальная (максимальная) цена контракта в рамках процедуры Закупки составляет 9 174 000,00 рублей.
Анализ технического задания показывает, что к поставке требуется:
- видеоколоноскоп высокой четкости с функцией узкоспектрального осмотра, который имеет код вида медицинской деятельности - 179940;
- стойка видеоскопическая, который имеет код вида медицинской деятельности 271790.
Следовательно, Заказчиком, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе и положений Постановления N620, в состав одного лота неправомерно объедены медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам.
4. Частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, размещенная в ЕИС должна быть полной и достоверной.
Комиссией Управления установлено, что 03.11.2021 16:25 Заказчиком в ЕИС в ответ на запрос участника размещено разъяснение.
Вместе с тем запрос содержит указания на признаки нарушения Закона о контрактной системе и запросы на разъяснения положений закупочной документации.
Размещенный заказчиком ответ на запрос о разъяснений носит формальный характер, со ссылкой на то, что государственный заказчик не обязан обучать потенциальных поставщиков их деятельности, при этом по сути не дан ответ на поставленные вопросы.
Также в ответе на разъяснения Заказчик ссылается на то, что в соответствии с положениями статьей 99 и 106 Закона о контрактной системе заказчик имеет право закупать оборудование совместимое с оборудованием, имеющим в наличии.
Однако, нормы статьей 99 и 106 регулирует осуществление контрольных функции соответствующими органами, а также рассмотрение антимонопольным органом жалоб по существу и не касаются прав Заказчика на осуществлении закупки в связи с имеющимся оборудованием.
Более того, согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
При этом в составе закупочной документации не указано, что закупка осуществляется на основании имеющиеся в наличии у заказчика оборудования и в целях их совместимости.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления в действиях Заказчика признаны нарушения части 3 статьи 7 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем даче разъяснений положений закупочной документации.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Вместе с тем в пункте 12.2.3 документации Закупки установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе в числе прочего должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о незаконности требования о предоставлении во второй части заявки ИНН учредителей, ввиду чего в действиях Заказчика/Уполномоченного органа установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией Управления при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта части 3 статьи 7, статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 29 статьи 34, пунктом 1 и 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и положений Постановления N620.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Председатель Комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев
А.А. Аушев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 17 ноября 2021 г. N 006/06/64-650/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021