Резолютивная часть решения объявлена "10" ноября 2021 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "15" ноября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
<_> |
<_> |
|
<_> |
<_> |
- в отсутствие представителей государственного заказчика - <_> (уведомлены надлежащим образом, уведомление от 28.10.2021 N 5-1758),
на основании поручения ФАС России от 03.09.2021 N ПИ/74558/21 о проведении внеплановой проверки закупок на предмет использования заказчиками положений типового контракта на поставку продуктов питания, утвержденного приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140) в отношении государственного заказчика - <_> при осуществлении закупок путем проведения электронных аукционов, объектом которых является поставка продуктов питания (извещения о проведении электронных аукционов от 26.02.2021 N 0378300014121000006, от 21.05.2021 N 0378300014121000014, от 27.05.2021 N 0378300014121000015, от 27.05.2021 N 0378300005421000016, от 28.05.2021 N 0378300005421000017), в соответствии с п.п. "а", "б" п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N 1576), приказом Еврейского УФАС России от 11.03.2019 N 36 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок", приказом Еврейского УФАС России от 08.10.2021 N 122 "О проведении внеплановой проверки <_>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из положений ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 11 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Частью 1 ст. 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При разработке документации об электронном аукционе, Заказчик обязан неукоснительно следовать нормам законодательства о контрактной системе и не допускать произвольного описания действий участника.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, государственный заказчик - <_> обязан при осуществлении закупок строго соблюдать требования Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 11 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (далее - Типовые условия контрактов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N 606).
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением N 606 (далее - Правила) типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 7 Правил разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является поставка продуктов питания (далее - Типовой контракт), утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 N 140 (далее - Приказ N 140).
В соответствии с извещениями о проведении электронных аукционов от 26.02.2021 N 0378300014121000006, от 21.05.2021 N 0378300014121000014, от 27.05.2021 N 0378300014121000015, от 27.05.2021 N 0378300005421000016, от 28.05.2021 N 0378300005421000017 и документациям к данным аукционам, объектами закупок является поставка продуктов питания.
Комиссия, проведя сравнительный анализ Типового контракта и проекта государственного контракта документации об электронном аукционе от 27.05.2021 N 0378300005421000016 (далее - Проект контракта) установила следующее.
Так, например, в Проекте контракта отсутствует предусмотренный Типовым контрактом раздел "Упаковка товара". Кроме того, раздел "Предмет контракта" Проекта контракта не соответствует содержанию раздела "Предмет контракта" Типового контракта, а именно:
Проект контракта |
Типовой контракт |
1.1. Идентификационный код закупки: 1.2. Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства на Поставку овощей и фруктов (6 месяцев 2021 года) (далее - Товар) в количестве, ассортименте и в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации (Приложение N 1), в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом. 1.3. Заказчик обеспечивает оплату поставленного Товара в установленном Контрактом порядке, сроке и размере. 1.4. Товар должен быть пригоден для целей, указанных в Контракте, а также для целей, для которых товары такого рода обычно используются. |
1.1. Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. 1.2. Наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту). |
Так же раздел "Обстоятельства непреодолимой силы" Проекта контракта не соответствует содержанию раздела "Обстоятельства непреодолимой силы" Типового контракта, а именно:
Проект контракта |
Типовой контракт |
10.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если такое неисполнение явилось следствием непреодолимой силы (форс-мажор), возникшей после заключения Контракта в результате событий чрезвычайного характера (пожара, стихийных бедствий, войны, военных операций, блокады, издания государственного акта, препятствующего исполнению обязательств и т.п.), которые стороны не могли предвидеть либо предотвратить разумными мерами. 10.2. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы Сторона, для которой сложились указанные обстоятельства, должна без промедления, но в сроках выполнения обязательств по Контракту, известить о них другую Сторону в письменной форме любыми способами (телеграф, телефакс и др.). В извещении должны быть сообщены данные о характере обстоятельств, по возможности оценка их влияния на возможность исполнения обязательств по Контракту и сроки их исполнения. Официальным подтверждением наступления форс-мажора является сертификат торгово-промышленной палаты или другого компетентного органа, копия которого должна быть представлена Стороной, для которой сложились обстоятельства непреодолимой силы, другой Стороне в максимально короткие сроки. 10.3. О прекращении форс-мажора и его последствий Сторона, для которой ранее сложились обстоятельства непреодолимой силы, должна без промедления известить другую Сторону с указанием сроков возобновления исполнения взятых на себя обязательств по настоящему Контракту. 10.4. В случае если форс-мажорные обстоятельства и их последствия продолжают действовать свыше 2 (двух) месяцев подряд или срок их действия невозможно определить Стороны в возможно короткий срок обязуются провести переговоры с целью выявления взаимоприемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Контракта и достижения соответствующей договоренности. |
9.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по Контракту, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. 9.2. О возникновении и прекращении обстоятельства непреодолимой силы Стороны уведомляют друг друга письменно в течение _____ (____) календарных/рабочих <116> дней с даты их возникновения или прекращения. После прекращения обстоятельства непреодолимой силы Сторона, прекратившая исполнение обязательства по настоящему Контракту, незамедлительно возобновляет его исполнение. Извещение должно содержать данные о наступлении и характере обстоятельств и возможных последствиях. 9.3. Факт возникновения обстоятельства непреодолимой силы должен быть документально удостоверен уполномоченным органом федеральной, региональной власти или органом местного самоуправления. 9.4. Если одна из Сторон не направит или несвоевременно направит документы, указанные в пунктах 9.2 - 9.3 настоящего раздела, то такая Сторона не вправе ссылаться на возникновение обстоятельства непреодолимой силы в целях обоснования неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательства по настоящему Контракту, а вторая Сторона вправе не принимать во внимание наступление обстоятельства непреодолимой силы при предъявлении претензий и исковых заявлений в связи с неисполнением и (или) ненадлежащим исполнением обязательств по настоящему Контракту. 9.5. В случае, если обстоятельства непреодолимой силы будут сохраняться более ______ (___) календарных/рабочих <117> дней, любая Сторона имеет право предложить другой Стороне расторгнуть его. При прекращении настоящего Контракта по причинам, указанным в настоящем пункте, Стороны обязаны осуществить взаиморасчеты по своим обязательствам на день прекращения настоящего Контракта. |
Аналогичные несоответствия проектов государственных контрактов Типовому контракту установлены и в документациях об электронных аукционах от 26.02.2021 N 0378300014121000006, от 21.05.2021 N 0378300014121000014, от 27.05.2021 N 0378300014121000015, от 28.05.2021 N 0378300005421000017.
Изучив проекты государственных контрактов, Комиссия приходит к выводу, что проекты государственных контрактов составлены Заказчиком не в соответствии с Правилами, Приказом N 140 и Законом о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п.п. а, б п. 2 ч. 15, ч. 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и о внесении изменений в правила введения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Еврейского УФАС России от 08.10.2021 N 122 "О проведении внеплановой проверки <_>,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать государственного заказчика - <_> нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупок для государственных нужд путем проведения электронных аукционов, поставка продуктов питания (извещения о проведении электронных аукционов от 26.02.2021 N 0378300014121000006, от 21.05.2021 N 0378300014121000014, от 27.05.2021 N 0378300014121000015, от 27.05.2021 N 0378300005421000016, от 28.05.2021 N 0378300005421000017), а именно:
1.1. Части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 1 настоящего решения);
1. В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
2. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 15 ноября 2021 г. N 079/06/99-18/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021