Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствие представителей от Заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного учреждения "Детский сад N 38 комбинированного вида" Ленинградской области, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заявителя - ООО "Глобал", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13171 от 08.11.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение игрового оборудования.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 564 500,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Уполномоченного органа возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком, по его мнению ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки и инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложение N3 к техническому заданию для товара "Игра "Крестики-нолики" Заказчиком установлено следующее требование - "Размеры должны быть не менее 14х14х1 см".
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) содержатся, в том числе следующие положения:
- "При описании требований к значениям показателей товара слова (словосочетания): "менее", "более", "не менее", "не более", "ниже", "выше", "не ниже", "не выше", "не менее _ не более _", "не менее _ и не более", "не менее чем", "не более чем", "не менее чем от", "не более чем от", "не менее чем по", "не менее чем до", "не более чем до", "минимум _ максимум _", "как минимум", "как максимум", "не более _ не менее _", "не менее _ менее _", "более _ не более _", "более _ менее _", "менее_не менее", "менее_не более", "_-_", "не ниже _ не выше _", "не ниже _ ниже _", "выше _ не ниже _", "выше _ ниже _" устанавливают требования к максимальным или минимальным значениям показателей товара";
- "В случае, если установлены требования к геометрическим размерам и размеры представлены в виде "АхВ" или "АхВхС" (или иные геометрические размеры), то используемые слова, словосочетания, знаки относятся к каждой величине. В случае, если установлены требования к геометрическим размерам и размеры представлены в виде "А*В" или "А*В*С" (или иные геометрические размеры), то используемые слова, словосочетания, знаки относятся к только к первой величине, значение остальных величин участник закупки указывает без изменений".
Также в Приложении N3 к техническому заданию для товара "Образовательный комплект "Наука для дошколят" Заказчиком установлено следующее требование - "Размеры общего корпуса - не более 330*55*19010 мм".
Согласно Инструкции:
- "В случае, если установлены требования к геометрическим размерам и размеры представлены в виде "А*В" или "А*В*С" (или иные геометрические размеры), то используемые слова, словосочетания, знаки относятся к только к первой величине, значение остальных величин участник закупки указывает без изменений",
- "Требования к показателям, характеризующим перечисления, приведенные со словом "например" и значения показателей с символом "" не могут изменяться".
Комиссия пришла к выводу, что инструкция не устанавливает обозначений геометрических величин для значений вида: "А*В*С" или "А*В" ("АхВ" или "АхВхС"), а также требования к показателю размера, который является многосоставным являются противоречивыми.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе содержатся противоречивые положения, не позволяющие однозначно определить порядок предоставления сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.
По третьему доводу жалобы на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при этом Комиссией принято решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.11.2021 N0145300008921000347-1 на участие в электронном аукционе подано 8 заявок, все заявки допущены, следовательно, выявленные нарушения не повлияли на процедуру проведения закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Глобал" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении нарушения, так как выявленные нарушения не повлияли на процедуру проведения закупки.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 ноября 2021 г. N 047/06/64-2353/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021