Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "ТДК", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13365 от 09.11.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение оборудования для технического перевооружения двух паровых котлов ДКВр-10/13 (производительность 10 т пара в час) с заменой газогорелочных устройств, автоматики розжига, регулирования и безопасности котельной N 9 в г. Гатчина.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 400 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
Объектом закупки настоящего электронного аукциона является "Приобретение оборудования для технического перевооружения двух паровых котлов ДКВр-10/13 (производительность 10 т пара в час) с заменой газогорелочных устройств, автоматики розжига, регулирования и безопасности котельной N 9 в г. Гатчина".
Исходя из наименования объекта закупки исполнитель контракат должен осуществить поставку оборудования, а также произвести замену (установку новых) горелочных устройств, автоматику розжига, а также произвести регулирование данных устройств.
Однако в пункте 7 Описания объекта закупки указаны следующие виды работ:
"Вид (описание) выполняемых работ (услуг) Заказ приобретение, доставка и входной контроль комплектов оборудования согласно Приложению N1 к настоящему Техническому заданию".
В проекте контракта также отсутствуют виды работ по замене, установке и регулирования поставляемого оборудования.
Таким образом, из положений документации об электронном аукционе не представляется возможным однозначно определить объем выполняемых работ / оказываемых услуг.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом составлена начальная (максимальная) цена контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области не имеет полномочий по осуществлению контрольных мероприятий в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В третьем доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком не установлен срок оплаты товара.
В соответствии с частью 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Заказчиком в Информационной карте документации об электронном аукционе установлено:
15.1 |
|
Оплата контракта исходя из фактически выполненного объема работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом |
Безналичный расчет. Оплата производится в порядке, предусмотренном в проекте контракта, представленного в разделе VII.
|
||
20. |
Пункт 1.6.2 |
Порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги |
Порядок и сроки оплаты - в соответствии с условиями исполнения Контракта. |
Комиссией установлено, что проект контракта не содержит положений о сроке оплаты поставленного товара / выполненной работы / оказанной услуги.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части не установления в проекте контракта срока оплаты поставленного товара / выполненной работы / оказанной услуги.
По четвертому доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком в информационной карте документации об электронном аукционе установлено, в том числе следующее:
"41. Пункт 6.3.1 Реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта Банк получателя: Северо-Западный банк ПАО Сбербанк
БИК 044030653
р/с 40602810455400100749
к/с 30101810500000000653
В назначении платежа указывается "Обеспечение исполнения обязательств по контракту, заключаемому по результатам электронного аукциона, протокол от "__" ____ 2018 года N ____".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании документации об электронном аукционе допущена техническая ошибка.
По пятому доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком в информационной карте документации об электронном аукционе установлено, в том числе следующее:
- "44. Пункт 6.3.4 Срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком в документации об электронном аукционе не установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
По шестому доводу жалобы Комиссия установила, что в документации об электронном аукционе и в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) и условия допуска товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу (далее при совместном упоминании - Приложения).
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены следующие наименования объекта закупки:
- "28.21.11.111 Горелки газовые";
- "28.21.11.111 Горелки газовые";
- "28.21.11.111 Горелки газовые";
- "28.21.11.111 Горелки газовые";
- "27.33.13.162 Кнопки управления, кнопочные посты управления, станции, аппараты";
- "27.33.13.162 Кнопки управления, кнопочные посты управления, станции, аппараты".
Указанные товары отсутствуют в перечнях, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 878 и Приказом N 126н.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании документации об электронном аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 и условий допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с Приказом N 126н.
По седьмому доводу жалобы на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
По восьмому доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком в Техническом задании установлено следующее требование к поставляемому товару:
9 |
Требования к поставляемому товару |
Поставляемые товары должно:
- приложение N 2 к Техническому заданию |
10 |
Требования к составу основного товару |
В приложении N 2 к Техническому заданию |
В составе Документации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, отсутствует Приложение N2 к Техническому заданию.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании документации об электронном аукционе допущена техническая ошибка.
В девятом доводе жалобы Заявитель указывает, что формат написания текста в приложении N 1 к описанию объекта закупки не позволяет надлежащим образом подготовить заявку на участие в электронном аукционе, так как указанный текст составлен без пробелов.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Комиссия установила, что формат файла, размещенного позволяет осуществлять функции копирования и поиска отдельных фрагментов текста. Вопреки доводам жалобы, текст составлен Заказчиком с пробелами и позволяет идентифицировать установленные требования.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТДК" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 14, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 ноября 2021 г. N 047/06/64-2410/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021