Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЧОП "Барс-2000" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Московской области "Сергиево-Посадский физико-математический лицей" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг в 2022 году (извещение N 0348300216021000004 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего ненадлежащим образом порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте -22.10.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 732 419,20 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 08.11.2021.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 27(4) Правил, при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
- общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"2.1.1. Подпоказатель критерия: "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг физической охраны объектов".
Значимость - 15%.
Коэффициент значимости - 0,15.
Заказчиком будет оцениваться суммарный объем выполненных услуг сопоставимого характера и объема, исчисляемый в рублях успешно исполненных контрактов/договоров на основе сведений и документов, подтверждающих опыт Участника закупки. Подтверждающими документами являются копии контрактов (договоров) и копии актов выполненных работ (оказанных услуг) к представленным контрактам (договорам) с бюджетными учреждениями за период 2017-2020 годы.
Под сопоставимым характером понимается опыт оказания охранных услуг физической охраны.
Под сопоставимым объёмом понимается опыт оказания охранных услуг не менее, чем 1 сотрудником охраны с круглосуточным режимом работы.
2.1.2. Подпоказатель критерия : "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по физической охране объектов".
Значимость - 80%.
Коэффициент значимости - 0,80.
Заказчиком будет оцениваться количество исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема на основе сведений и документов, подтверждающих опыт Участника закупки. Подтверждающими документами являются копии контрактов (договоров) и копии актов выполненных работ (оказанных услуг) к представленным контрактам (договорам) с бюджетными учреждениями за период 2017-2020 годы.
Под сопоставимым характером понимается опыт оказания охранных услуг физической охраны.
Под сопоставимым объёмом понимается опыт оказания охранных услуг не менее, чем 1 сотрудником охраны с круглосуточным режимом работы.
2.1.3. Подпоказатель критерия : "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг физической охраны объектов".
Значимость - 5%.
Коэффициент значимости - 0,05.
Заказчиком будет оцениваться наибольшая цена одного из успешно исполненного контракта (договора) сопоставимого характера и объема, на основе сведений и документов, подтверждающих опыт Участника закупки. Подтверждающими документами являются копия контракта (договора) и копии актов выполненных работ (оказанных услуг) к представленному контракту (договору) с бюджетным учреждением за период 2017-2020 годы.
Под сопоставимым характером понимается опыт оказания охранных услуг физической охраны.
Под сопоставимым объёмом понимается опыт оказания охранных услуг не менее, чем 1 сотрудником охраны с круглосуточным режимом работы".
Изучив установленный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление условия о том, что под услугами сопоставимого объема понимается опыт оказания охранных услуг не менее, чем 1 сотрудником охраны с круглосуточным режимом работы приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и не позволяет выявить лучшие предложения об условиях исполнения контракта, заключенного по результатам данной закупки.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении контрактов (договоров) с бюджетным учреждением за период 2017-2020 года исключает возможность представлять контракты (договора) на оказание охранных услуг, заключенные с иными организациями и учреждениями, а также представлять документы и сведения, подтверждающие опыт оказания услуг в том числе за 2021 год, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"Оценка и сопоставление Заявок осуществляется на основании пакета копий документов на каждого сотрудника, подтверждающих принадлежность сотрудника к организации - Участнику закупки:
-удостоверение частного охранника;
-личная карточка охранника;
-сведения о прохождении ежегодной периодической проверки частным охранником;
-действующие медицинские справки по формам 002-О/У и 003-О/У;
-трудовой договор.
В случае, если участником конкурса документы, подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов представлены не в порядке, указанном выше и у заказчика при рассмотрении данных документов возникают затруднения с соотнесением копий документов к конкретному сотруднику (охраннику), представленному участником закупки, а также документы не читаемы, отсутствуют подписи и/или печати, то заказчик не учитывает такие документы при оценке.
Также оценка и сопоставление Заявок может осуществляться на основании предоставленной справки из отдела лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по месту регистрации участника закупки, подтверждающей численность квалифицированных сотрудников охраны Участника, выданной по состоянию не ранее даты начала подачи заявок.
Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг", поскольку условие о том, что документами, подтверждающими наличие специалистов, являются копии трудовых договоров исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Кроме того, сведения о прохождении ежегодной периодической проверки частным охранником, а также действующие медицинские справки по формам 002-О/У и 003-О/У не являются документами, подтверждающими наличие у участника закупки трудовых ресурсов, привлекаемых для исполнения контракта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, условие о том, что оценка и сопоставление заявок может осуществляться на основании предоставленной справки из отдела лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по месту регистрации участника закупки приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, а также может применяться Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчиков нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"Порядок оценки: Оценка и сопоставление Заявок осуществляется на основании сведений, представленных участником закупки в составе заявки (лицензии на оказание охранных услуг). Оценивается весь срок работы (период календарный год) на рынке охранных услуг с момента получения лицензии. Максимальное значение балов по показателю- 100".
Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки", поскольку лицензия на оказание охранных услуг, не является документом, подтверждающим деловую репутацию.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки, что не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному показателю.
Таким образом, действия Заказчиков нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Заказчиком в пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки, а именно:
"Участник закупки должен иметь действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности выданную органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с обязательным наличием в перечне следующих видов охранных услуг: - охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. - Действующее разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, с приложением списка номерного учета с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию (статья 4 и часть 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии")".
При этом, в Конкурсной документации отсутствует требование о представлении в составе вторых частей заявок участников закупки лицензии на осуществление частной охранной деятельности, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления требований к составу второй части заявок участников закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "Барс-2000" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 12.11.2021 N 50/06/44224ип/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 ноября 2021 г. N 50/06/44224ип/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021