Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО ЧОП "АБПО "Омега" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Технологический университет имени дважды героя советского союза, летчика-космонавта А.А. Леонова" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по осуществлению комплекса мероприятий по обеспечению безопасности, пропускного и внутриобъектового режима в зданиях и на прилегающей территории по адресам: МО, г. Королев, ул. Стадионная, д. 6, МО, г. Королев, ул. Стадионная, д.1 (2022) (извещение N 0348200004921000097) на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вх. от 29.10.2021 N 43543-ЭП/21) на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
В Управление поступил отзыв жалобы Заявителя (вх. от 10.11.2021 N 44789-ЭП/21) на действия (бездействие) Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
В Управление поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части ненадлежащего установление положений Конкурсной документации.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 14.10.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 209 088,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 22.11.2021.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе, следующее:
"Под сопоставимостью характера имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг (выполнению работ) понимается наличие у участника опыта оказания услуг (выполнения работ), который включает в себя оказание охранных услуг (работ) выставлением физической охраны на объектах.".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Критериях оценки сопоставимого характера не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе, следующее:
"Предмет оценки - общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), заключенных по результатам конкурентных процедур в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сопоставимых по характеру и объему предмету конкурса, успешно выполненных собственными силами за последние три года до даты окончания подачи заявки на участие в конкурсе".
Услуга (работа) должна быть выполнена в рамках контракта (договора), заключенного по результатам конкурентных публичных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, собственными силами за последние три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе копии контрактов и/или договоров, актов приема- передачи работ\услуг на выполнение аналогичных работ, сопоставимых с предметом конкурса по содержанию и составу работ, сведения о которых содержатся в реестре контрактов и/или реестре договоров, размещенных в ЕИС, и копии документов, подтверждающие исполнение представленных участником закупки контрактов и/или договоров".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Критериях оценки условия о том, что оценке подлежат контракты/договоры, заключенные по результатам конкурентных публичных процедур, сведения о которых содержатся в реестре контрактов и/или реестре договоров, размещенных в ЕИС, необоснованно исключают возможность представления в качестве подтверждения опыта контрактов/договоров, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию в Единой информационной системе в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 27(4) Правил, при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
- общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
На заседании Комиссии установлено, что порядок оценки, установленный в Критериях оценки по показателю "Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", не соответствует положениям пункта 27(4) Правил и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки групп быстрого реагирования" установлено, в том числе следующее:
"Оценка производится по общему количеству, имеющихся у участника закупки, групп быстрого реагирования. Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса, согласно Образцу формы 2 "Количество и оснащенность групп быстрого реагирования".
При этом одна группа быстрого реагирования (ГБР) должна включать не менее 2 (двух) вооруженных сотрудников 6-го разряда с не менее чем двумя единицами оружия с различными регистрационными номерами и обязательно наличие 1 (одного) собственного или арендованного транспортного средства, имеющего специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортного средства участнику закупки.
В качестве документов, подтверждающих наличие групп быстрого реагирования, должны быть предоставлены:
- положение о ГБР и приказ о создании ГБР;
- копия удостоверения частного охранника 6-го разряда (для каждого охранника);
- разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, выданное частному охраннику;
- копии заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на каждое транспортное средство;
- разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданное частной охранной организации с приложением (для каждой ГБР должно быть не менее 2 (двух) единиц служебного оружия);
- список ГБР участника закупки, согласно Образцу формы "Количество и оснащенность групп быстрого реагирования".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что условие порядка оценки о том, что Конкурсной комиссией оценивается наличие групп быстрого реагирования с обязательным наличием 1 (одного) собственного или арендованного транспортного средства, имеющего специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортного средства участнику закупки, а также условие о предоставлении копии заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на каждое транспортное средство, является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшие условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки групп быстрого реагирования" ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" установлено, в том числе следующее:
"Предмет оценки - количество ключевых специалистов (далее - специалистов) которые будут привлечены для исполнения контракта или состоят в штате участника закупки, а именно охранник, с уровнем квалификации.
Начисление баллов производится только по документально подтвержденной информации. Нечитаемые копии документов, при рассмотрении заявки, не будут учитываться заказчиком.
Для подтверждения информации по специалистам должны быть представлены документы:
- копия штатного расписания организации участника и/или информация (справка в свободной форме) по специалистам, в которой обязательно должны быть указаны имя, фамилия, отчество специалиста;
- номер удостоверения специалиста (с датой выдачи или продления), номер категории разряда специалиста в соответствии с выданным ему удостоверением, должно быть указано наличие медицинской справки или ее отсутствие, сведения о застрахованных лицах за последний отчетный период;
- документ, подтверждающий прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций, выданным квалифицированным учреждением по дополнительному профессиональному образованию, имеющему действующую лицензию на момент выдачи удостоверения в соответствии с действующим законодательством РФ по профессиональному стандарту "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций".
В штатном расписании участника обязательно должна быть указана информация о наличии специалистов имеющих свидетельство о присвоении квалификации, действующие удостоверения частного охранника, выданные в соответствии с действующим законодательством РФ по следующим направлениям\видам деятельности: удостоверения по программе "профессиональной подготовки охранников 4 разряда (использование только специальных средств)" -98 часов; "профессиональной подготовки охранников 5 разряда (использование гражданского оружия и специальных средств" -174 часа); "профессиональной подготовки охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств)" - 266 часов; выданным квалифицированным учреждением по дополнительному профессиональному образованию, имеющему действующую лицензию на момент выдачи удостоверения в соответствии с действующим законодательством РФ.".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление условия о предоставлении документа, подтверждающего прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельства о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций, выданным квалифицированным учреждением по дополнительному профессиональному образованию, имеющему действующую лицензию на момент выдачи удостоверения в соответствии с действующим законодательством РФ по профессиональному стандарту "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о неправомерности порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", поскольку условие о том, что в штатном расписании участника обязательно должна быть указана информация о наличии специалистов имеющих свидетельство о присвоении квалификации, действующие удостоверения частного охранника, выданные в соответствии с действующим законодательством РФ по следующим направлениям\видам деятельности: удостоверения по программе "профессиональной подготовки охранников 4 разряда (использование только специальных средств)" -98 часов; "профессиональной подготовки охранников 5 разряда (использование гражданского оружия и специальных средств" -174 часа); "профессиональной подготовки охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств)" - 266 часов; выданным квалифицированным учреждением по дополнительному профессиональному образованию, имеющему действующую лицензию на момент выдачи удостоверения в соответствии с действующим законодательством РФ не является надлежащим подтверждением наличия или отсутствия у участника закупки трудовых ресурсов, а также не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по контракту, заключаемому по результатам закупки.
Также, Комиссия приходит к выводу, что требование о предоставление сведений о количестве состоящих в штате участника закупки специалистов, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 15.11.2021 N 050/06/43543эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 ноября 2021 г. N 050/06/43543эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021