Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения с использованием видеоконференцсвязи "TrueConf":
от муниципального заказчика - Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва:
- "_" действующий на основании доверенности от 24.08.2021 года;
- от Общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Профи" (далее - ООО "ПГС-Профи", общество);
- "_" действующий на основании доверенности от 09.11.2021 года б/н,
рассмотрев обращение (вх. N 5049 от 02.11.2021 года) Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Профи" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, этаж 1, офис 28, ИНН: 170105447, КПП: 170101001, ОГРН: 1141719000631, дата регистрации юридического лица: 12.05.2014 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 68418 от 19.03.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300019421000006 "Строительство жилого помещения, предоставляемого по договору найма на территории сельского поселения Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 08.11.2021 года N 365 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300019421000005.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении в полном объеме, а также пояснил, что акт осмотра Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва от 05.10.2021 года N 2, которым были зафиксированы недостатки выполненных работ в адрес ООО "ПГС-Профи" не направлялся.
Согласно письменным (вх. N 5145 от 10.11.2021 года) и устным пояснениям представителя ООО "ПГС-Профи" следует, что нарушение сроков исполнения контракта было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, а именно закрытием ледовых переправ, ограничивающих передвижение транспортных средств, отдаленностью места нахождения объекта в с. Тоора-Хем, который располагается в 230 км. от города Кызыл, что осложняет поставку необходимых материалов к месту выполнения работ и с заболеванием сотрудников общества коронавирусной инфекцией. По состоянию на 06.10.2021 года работы выполнены в полном объеме, о чем был уведомлен заказчик, 03.11.2021 года председателю Администрации Тоджинского кожуна Республики Тыва были вручены ключи от объекта под расписку.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-54/2021, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Муниципальным заказчиком - Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.02.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312300019421000006 "Строительство жилого помещения, предоставляемого по договору найма на территории сельского поселения Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта: 2 409 750,00 рублей.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312300019421000005 от 01.03.2021 года до окончания срока подачи заявок поступило 4 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
109265044 |
1 795 263,75 руб. |
01.03.2021 06:22:27 (по московскому времени) |
понижение |
109266239 |
1 807 312,50 руб. |
01.03.2021 06:19:51 (по московскому времени) |
понижение |
109261390 |
1 903 702,50 руб. |
01.03.2021 06:11:41 (по московскому времени) |
понижение |
109269953 |
2 000 000,00 руб. |
01.03.2021 06:02:52 (по московскому времени) |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0312300019421000006 от 04.03.2021 года все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системы и аукционной документации, победителем признан участник закупки N 109265044 (ООО "ПГС-Профи").
19.03.2021 года между Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва и ООО "ПГС-Профи" заключен муниципальный контракт N 68418 "Строительство жилого помещения, предоставляемого по договору найма на территории сельского поселения Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 11.3 муниципального контракта N 68418 от 19.03.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
29.09.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 68418 от 19.03.2021 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.09.2021 года.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика от 29.09.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 68418 от 29.09.2021 года направлено в адрес ООО "ПГС-Профи" посредством услуг почтовой связи АО "Почта России" заказным письмом с уведомлением о вручении (номер почтового отправления 66853063000953), которое возвратилось заказчику в связи с истечением срока хранения.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "ПГС-Профи" о принятом Заказчиком решении является 30.10.2021 года, то есть дата, следующая за датой истечения тридцати дневного срока с даты размещения решения заказчика от 29.09.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения от 29.09.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 68418 от 19.03.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, при отсутствии со стороны исполнителя действия по устранению нарушений условий контракта, является 10.11.2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года является не выполнение подрядчиком своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2.2. муниципального контракта N 68418 от 19.03.2021 года определён срок выполнения работ: с даты заключения контракта, но не позднее 30.07.2021 года.
При этом срок действия муниципального контракта N 68418 от 19.03.2021 года определен до 31.12.2021 года (пункт 14.2)
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта заказчиком велась претензионная работа, а именно:
05.08.2021 года в адрес ООО "ПГС-Профи" направлена претензия по муниципальному контракту N 628 в связи с нарушением сроков исполнения контракта, установленных актом осмотра от 05.08.2021 года;
10.09.2021 года в адрес ООО "ПГС-Профи" направлена повторная претензия по муниципальному контракту N 628 в связи с нарушением сроков исполнения контракта, установленных актом осмотра от 06.09.2021 года.
29.09.2021 года заказчиком - Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 68418 от 19.03.2021 года.
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов со стороны общества предпринимались меры по надлежащему исполнению условий контракта как в период срока исполнения контракта, так и по завершению его срока.
Так, ООО "ПГС-Профи" представило в материалы дела копию письма адресованного заказчику от 27.09.2021 года N 1 согласно которому в адрес заказчика направлены документы о выполненных работах (счет-фактура, справа о стоимости выполненных работ и затрат, акты о приемке выполненных работ), запрос о предоставлении постановления о присвоении адреса объекту от 28.09.2021 года N 1, уведомление о завершении работ и готовности объекта к сдаче в эксплуатацию от 06.10.2021 года с входящим штампом Администрации Тоджинского кожууна РТ от 08.10.2021 года за N 1179, расписка о получении ключа от объекта председателем Администрации Ондара Б.С. от 03.11.2021 года, платежное поручение N 75998 от 09.11.2021 года на сумму 1 436211,00 рублей, распоряжение Администрации Тоджинского кожууна РТ от 30.04.2021 года N 166 "О принятии мер по исполнению Предложения заместителя Главного санитарного врача Республики Тыва от 27.04.2020 года N 17-00-002/01-2328-2021", распоряжение Администрации Тоджинского кожууна РТ от 30.03.2021 года N 124 "О закрытии ледовой переправы через реку "Хамсыра" с. Тоора-Хем, на автозимнике "Бояровка - Ак-Суг" в Тоджинском районе Республики Тыва", распоряжение Администрации Тоджинского кожууна РТ от 29.03.2021 года N 119 "О закрытии ледовой переправы через реку "Б. Енисей" с. Тоора-Хем, на автозимнике "Тоора-Хем - Бояровка" на 158+485 км.", также реестр исполненных контрактов.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от его исполнения, ООО "ПГС-Профи" не теряло интереса к его исполнению, принимало меры по его исполнению, но в силу, в том числе объективных причин, не смогло исполнить его в установленный срок.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения поставщиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
Кроме того, Администрация Тоджинского кожууна Республики Тыва, не предъявив претензии ООО "ПГС-Профи" по качеству и объему выполненных работ на основании акта осмотра от 05.10.2021 года N 2 фактически лишило общество права совершить действия по устранению выявленных недостатков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Профи" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, этаж 1, офис 28, ИНН: 170105447, КПП: 170101001, ОГРН: 1141719000631, дата регистрации юридического лица: 12.05.2014 года) его генерального директора и учредителя Байыр-оол Аркадия Чодураевича ИНН 170300003289, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 68418 от 19.03.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300019421000006 "Строительство жилого помещения, предоставляемого по договору найма на территории сельского поселения Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 16 ноября 2021 г. N 017/06/104-54/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021