Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения с использованием видеоконференцсвязи "TrueConf":
от муниципального заказчика - Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва:
- "_" действующий на основании доверенности от 24.08.2021 года;
- от индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_".);
- "_"действующая на основании доверенности от 25.10.2021 года б/н,
рассмотрев обращение (вх. N 5050 от 02.11.2021 года) Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя "_" (667008, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Убсу-Нурская, д. 2, кв. ИНН: 170108166305, ОГРИНП: 313171909400060, дата регистрации индивидуального предпринемктеля 04.04.2013 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300019421000005 "Работы по благоустройству", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 08.11.2021 года N 366 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300019421000005.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении в полном объеме.
На заседании Комиссии представитель ИП "_" пояснила, что нарушение сроков исполнения контракта было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, а именно введения режима чрезвычайной ситуации на территории Тоджинского и Кызылского районов Республики Тыва в связи с подтоплением и ограничением передвижений транспортных средств, работы фактически были выполнены 28.09.2021 года поскольку в этот день по средствам услуг почтовой связи были направлены документы о сдаче-приемке. 29.09.2021 года документы о сдаче-приемке работ были сданы нарочно в Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва, о чем имеется отметка заказчика. В связи с не направлением в адрес ИП "_" мотивированного письменного отказа от приёмки работ по муниципальному контракту N 6829 от 24.03.2021 года они считаются принятыми. Кроме того, нарушение срока исполнения контракта не является безусловным основанием для включения информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков, ИП "_" готов оплатить штрафные санкции, предусмотренные контрактом за его просрочку.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-55/2021, а также выслушав пояснение лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.02.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312300019421000005 "Работы по благоустройству", начальная (максимальная) цена контракта: 932 774,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе N 0312300019421000005 от 03.03.2021 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки, которые аукционной комиссией были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312300019421000005 от 04.03.2021 года от участника с идентификационным номером заявки 109269988 поступило ценовое предложение в размере 928 110,13 рублей, участники закупки с идентификационными номерами заявок 109225501, 109265286 право на участие в торгах не реализовали.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0312300019421000005 от 10.03.2021 года заявка участника закупки N 109269988 признана аукционной комиссией, соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе и законодательства о контрактной системе, победителем признан участник закупки N 109269988 (ИП Кара-Сал А.К.).
24.03.2021 года между Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва и ИП "_" заключен муниципальный контракт N 6829 "Работы по благоустройству".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 11.3 муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
29.09.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года.
Указанное решение получено ИП "_". 29.09.2021 года нарочно, о чем свидетельствует соответствующая подпись, и размещено в ЕИС 29.09.2021 года.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ИП "_" является 29.09.2021 года, соответственно решение от 29.09.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года вступило в силу 12.10.2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года является не выполнение подрядчиком своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2.2. муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года определён срок выполнения работ: с даты заключения контракта, до 01.09.2021года.
Срок действия муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года определен так же до 01.09.2021 года (пункт 14.2). При этом, указанный пункт 14.2 муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года не содержит условия о прекращении обязательств сторон контракта по истечении срока действия контракта.
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта заказчиком велась претензионная работа, а именно:
03.08.2021 года заказчиком в адрес ИП "_" направлена претензия по муниципальному контракту N 6829 от 24.03.2021 года с вязи с неосуществлением действий по началу выполнения работ, что подтверждено актом осмотра от 02.08.2021 года;
10.09.2021 года заказчиком в адрес ИП "_" направлена претензия по муниципальному контракту N N 6829 от 24.03.2021 года с вязи с нарушением сроков выполнения работ и выявленными недостатками в выполненных работах, что подтверждено актом осмотра от 06.09.2021 года;
В свою очередь, ИП "_" в материалы дела представлены акты выполненных работ по форме КС-2 и КС-3, принятые заказчиком 29.09.2021 года, исковое заявление о признании одностороннего отказа от исполнения Контракта незаконным в Арбитражный суд Республики Тыва, которое принято к производству суда, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, уведомление заказчика о проверке заказчиком хода и качества работы, выполняемой подрядчиком, соблюдения им сроков их выполнения N 2 от 04.10.2021 года, уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.09.2021 года, чек и опись подтверждающие направление документов в адрес заказчика.
Как следует из указанных документов, по состоянию на 29.09.2021 года работы в соответствии условиями муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года ИП "_" выполнены в полном объеме, в свою очередь со стороны муниципального заказчика документы, подтверждающие не соответствие выполненных ИП "_" работ условиям муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от его исполнения, ИП "_" не терял интереса к его исполнению и принимал меры по его исполнению.
Кроме того, согласно материалам дела N 017/06/104-54/2021 распоряжениями Администрации Тоджинского кожууна РТ от 30.03.2021 года N 124 и от 29.03.2021 года N 119 ледовые переправы через реку "Хамсыра" с. Тоора-Хем, на автозимнике "Бояровка - Ак-Суг" в Тоджинском районе Республики Тыва, через реку "Б. Енисей с. Тоора-Хем, на автозимнике "Тоора-Хем - Бояровка" на 158+485 км." были закрыты.
Более того, распоряжением Правительства Республики Тыва от 21.05.2021 года N 227-р в Республике Тыва объявлялся режим "Повышенная готовность" в связи с опасными метеорологическими явлениями в виде сильных дождей, приведших, в том числе, к размыву дорожной инфраструктуры и ограничению транспортного движения по маршруту Кызыл - Сарыг-Сеп, соответственно в направлении Тоджинского района.
Распоряжением Правительства Республики Тыва от 22.06.2021 года N 276-р режим функционирования "Повышенная готовность" снят.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения поставщиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва в отношении индивидуального предпринимателя "_" (667008, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Убсу-Нурская, д. 2, кв. ИНН: 170108166305, ОГРИНП: 313171909400060, дата регистрации индивидуального предпринимателя: 04.04.2013 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 6829 от 24.03.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300019421000005 "Работы по благоустройству", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 16 ноября 2021 г. N 017/06/104-55/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021