Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Просперити" (далее - Заявитель) на действия ГКУ НО "ГУАД"(далее - Заказчик), ГКУ Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ участков автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Уренском, Тонкинском районах и городе областного значения Шахунья Нижегородской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0832200006621001492) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) не разместивших в ЕИС проектную документацию;
2) не установивших в Конкурсной документации требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации;
3) ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок по показателю "Качество Работ" (далее - Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1);
4) ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 12.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.11.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -03.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 259 346 590 рублей;
4) источник финансирования - областной бюджет Нижегородской области, КБК - 1030409141R120600244225000237000001;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.11.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещена в ЕИС проектная документация.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса N 402) утвержден перечень работ, осуществляемых соответственно при выполнении работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Конкурсной документацией предусмотрены работы, которые по своему содержанию относятся к работам по ремонту автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса N 402, при этом работы, относящиеся по своему содержанию к работам в рамках капитального ремонта, в ходе исполнения контракта не осуществляются и не предусмотрены ведомостями работ и локальными сметами, которые являются неотъемлемой частью Конкурсной документации, в связи с чем разработка, утверждение и размещение проектной документации в ЕИС
не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также пояснили, что ведомости работ и локальные сметы по текущему ремонту автомобильной дороги размещены в ЕИС в полном объеме.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат требованиям положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что положения ГрК РФ обязывают устанавливать требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации при осуществлении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, при этом в рамках исполнения контракта вышеуказанные работы не осуществляются, в связи с чем требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в Конкурсной документации не установлено.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат требованиям положений законодательства Российской Федерации.
3.Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также контракт, предусмотренный частями 16, 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) Правил.
Согласно Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 оценивается наличие видов выполнения работ предложения о выполняемых работах в отношении следующих характеристик: организационно-технические мероприятия, привлекаемые трудовые ресурсы,
контроль качества выполнения работ, правила обеспечения безопасности при выполнении работ, организация работы по обеспечению охраны труда, используемое оборудование, инвентарь, средства.
Оценка заявки участника Конкурса по Показателю N 1 Критерия N 1 определяется согласно представленному участником Конкурса предложению о качественных характеристиках объекта закупки в изъявительном наклонении в отношении описания оцениваемых характеристик по следующим стадиям выполнения работ: работа с земляным полотном, ремонт дорожной одежды, ремонт дорожных сооружений, установка технических средств организации дорожного движения, нанесение дорожной разметки.
При этом по всем стадиям выполнения должно быть представлено описание стадий и видов выполнения работ в разрезе этапов (участков автомобильных дорог, ремонт которых является объектов данной закупки), с учётом проведения также видеофиксации и фотофиксации работ (проводимых до начала производства работ, после окончания производства работ с одного и того же ракурса, при этом видеофиксацию до и после ремонта рекомендуется производить при помощи сферической панорамной камеры с углом обзора 360 градусов)".
В соответствии с пунктом 2 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе критерий, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, не устанавливается.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен в Конкурсной документации Показатель N 1 Критерия N 1, поскольку в соответствии с с пунктом 2 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе при проведении закупки работ по капитальному ремонту Показатель N 1 Критерия N 1 не устанавливается.
Кроме того, представитель Заявителя не заседании Комиссии пояснил, что порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 установлен в соответствии с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа и позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Правилам.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N 2 Критерия N 2.
Согласно Конкурсной документации по Показателю N 2
Критерия N 2 оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником Конкурса контракта (договора) на выполнение в качестве генерального подрядчика работ по ремонту линейного объекта капитального строительства согласно государственным и (или) муниципальным контрактам и (или) договорам, заключенным и исполненным участником закупки в качестве генерального подрядчика за последние 3 года до даты подачи участником закупки заявки на участие в Конкурсе, в соответствии с Законом о контрактной системе и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), с ценой контракта/договора не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится Конкурс. В отношении данного показателя лучшим условием исполнения контракта считается наибольшее значение.
В отношении Показателя N 2 Критерия N 2 присваивается 0 баллов:
- в случае отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- в случае, если стоимость выполненных участником закупки работ по контракту (договору) в соответствии с представленными документами, подтверждающими факт завершения выполненных работ согласно условиям контракта (договора), составляет менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта;
- в случае, если указанный контракт (договор) не был исполнен участником закупки;
- в случае, если вид контракта (договора) либо предмет контракта (договора), либо Федеральный закон, в рамках которого заключен контракт (договор) и выполнялись работы, либо вид объекта капитального строительства не соответствуют оцениваемому показателю;
- в случае, если участник закупки выполнял работы по контракту (договору) не в качестве генерального подрядчика;
- в случае, если контракт (договор) заключен и (или) исполнен ранее, чем за последние 3 года до даты подачи участником закупки заявки на участие в Конкурсе;
- в случае, если цена контракта/договора составляет менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта;
- в случае выявления несоответствия представленных участниками закупки копий документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, сведениям и (или) документам, размещенным в ЕИС по адресу www.zakupki.gov.ru.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия N 2, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом принимаются к оценке контракты (договоры) заключенные и исполненные в качестве генерального подрядчика за последние 3 года, в соответствии с Законом о контрактной системе и (или) Законом о закупках, с ценой контракта/договора не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, при этом не учитываются контракты (договоры) при выявлении несоответствия представленных участниками закупки копий документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, сведениям и (или) документам, размещенным в ЕИС.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии также пояснил, что порядок оценки по Показателю N 2 Критерия N 2 ограничивает возможность участников закупки в получении максимального количества баллов, поскольку в рамках вышеуказанного показателя оценке не подлежат гражданско-правовые договоры.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия N 2 установлен в соответствии с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, Законом о контрактной системе и Правилам.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Правилам.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Просперити" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2021 г. N 28/06/105-1388/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021