На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 в части действий ГКУ МО "Дирекция единого заказчика Минсоцразвития МО" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание социальных услуг в стационарной форме гражданам, страдающим психическими заболеваниями и нуждающимся в социальном обслуживании (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0148200005420000241) (далее - Аукцион)
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила информация, содержащая сведения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа:
- неправомерно установивших в документации об Аукционе излишние требования к участникам закупки, что может привести к ограничению количества потенциальных участников Аукциона;
- неправомерно изменивших существенные условия государственного контракта от 25.08.2020 N 089-А/20 (далее - Контракт), в том числе срок оказания услуг.
В ходе проведения внеплановой проверки 12.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.11.2021.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.07.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 188 720 904 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Московской области на 2021-2022;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 31.07.2020;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 03.08.2020;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 04.08.2020;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признано ООО "Забота-1" (далее - Победитель) с ценой контракта в размере 1 182 777 299,48 рублей;
12) Заказчиком с Победителем заключен Контракт (реестровый номер контракта 2504102008320000151) по цене в размере 1 194 287 897,88 рублей.
1. Согласно поступившей информации Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к участникам закупки, что ограничивает количество потенциальных участников Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые необходимо предоставить участнику закупки в составе первой и второй части заявки при подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является оказание социальных услуг в стационарной форме гражданам, страдающим психическими заболеваниями и нуждающимся в социальном обслуживании.
Так, пунктом 24 документации об Аукционе установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт", что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 24 документации об Аукционе установлено следующие требования к составу второй части заявки на участие в закупке: "1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона; 2) документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 16 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" документации, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 2 - 8 пункта 16 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" документации (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки); 3) копии документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; 4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой", что также не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом пунктом 16 документации об Аукционе установлены следующие требования к участника закупки: "1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: Требование не установлено. 2. непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4. отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим данному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 6. участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 7. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 8. отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; 9. участник закупки не является офшорной компанией; 10. отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации", что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Заказчиком в документации об Аукционе требования к составу первой и второй части заявок на участие в Аукционе, а также требования к участникам закупки установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии не представлено материалов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно поступившей информации Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно изменены существенные условия Контракта, в том числе срок оказания услуг.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 33 информационной карты документации об Аукционе предусмотрена возможность Заказчика изменить условия контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12.2 Контракта: "Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случае увеличения или уменьшения по предложению Заказчика предусмотренных настоящим Контрактом количества услуг не более чем на 10 (десять) процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом, положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству услуг исходя из установленной в Контракте цены единицы товара, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении, предусмотренного Контрактом количества товара Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из единицы цены услуги. Цена единицы дополнительно оказываемой услуги или цена единицы услуги при уменьшении предусмотренного Контрактом количества оказываемых услуг должна определяться как частное от деления первоначальной цены Контракта на предусмотренное в Контракте количество таких услуг".
Согласно пункту 2.1 Контракта "Цена Контракта составляет 1 182 777 299 (Один миллиард сто восемьдесят два миллиона семьсот семьдесят семь тысяч двести девяносто девять) рублей 48 копеек (далее - Цена Контракта): 2021 год - 591 388 271 (Пятьсот девяносто один миллион триста восемьдесят восемь тысяч двести семьдесят один) рубль 60 копеек, 2022 год - 591 389 027 (Пятьсот девяносто один миллион триста восемьдесят девять тысяч двадцать семь) рублей 88 копеек. НДС не облагается в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации".
Пунктом 3.2 Контракта установлено, что "Срок оказания услуг: с 01.01.2021 по 31.12.2022 (включительно)".
Комиссией установлено, что согласно сведениям ЕИС Заказчиком с Победителем заключено дополнительное соглашение от 08.09.2021 N 5 к Контракту, в соответствии с которым на основании пункта "б" части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 12.2 Контракта увеличен объем оказываемых услуг в 2021 с 378 140 до 385 500 койко-дней (менее 10%), в связи с чем цена контракта увеличилась в общей сумме до 1 194 287 897,88 (менее 10%). При этом срок оказываемых услуг не изменялся.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что увеличение количества услуг и цены Контракта обусловлено потребностью Заказчика, а также не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии не представлено материалов и сведений, свидетельствующих об обратном.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Заказчика, Уполномоченного органа в части установления в документации об Аукционе излишних требований к участникам закупки и изменения существенных условий Контракта, в том числе срока оказания услуг, не противоречащими Закону о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2021 г. N П-174/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021