Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО СК "Авалон" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Солнечногорск Московской области (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов (Свалка твердых коммунальных отходов вблизи деревни Поварово городского округа Солнечногорск Московской области) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0148200005421000695) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
2) в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок предоставления аванса, а также сроки выполнения этапов оказываемых услуг;
3) в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены условия о казначейском сопровождении платежей по государственному контракту.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 19.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 22.11.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 08.10.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 876 573 970 рублей;
4) источник финансирования - средства городского округа Солнечногорска Московской области; КБК - 0010605075G152420244;
5) дата окончания срока подачи заявок - 02.12.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом пунктом 27 Правил установлен, в том числе показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок по Показателю Критерия: "оценивается исполненный контракт/договор на оказание услуг и/или выполнение работ по рекультивации полигона (полигонов) твердых коммунальных отходов (твердых бытовых отходов) (далее - ТКО, ТБО) и/или свалки (свалок)".
Согласно пояснениям представителя Заявителя, установленный порядок оценки ограничивает количество участников закупки, поскольку оценке подлежат исключительно контракты/договоры, предметом которых является выполнение работ по рекультивации полигонов ТКО (ТБО) и/или свалок, при этом оценке не подлежат контракты/договоры на выполнение работ по рекультивации объектов накопленного вреда, включенных в государственный реестр накопленного вреда окружающей среде.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки участников закупки по Показателю Критерия установлен в соответствии с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, а также с учетом положений Правил.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что работы по рекультивации объектов накопленного вреда, отличные от работ по рекультивации полигонов ТКО (ТБО) и/или свалок не являются сопоставимыми с объектом закупки, поскольку предполагают работы иной сложности, в том числе с иными веществами, а также степенью опасности.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу, что порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок предоставления аванса, а также сроки выполнения этапов оказываемых услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что в извещении о проведении Конкурса, Конкурсной документации установлен непрерывный срок оказания услуг, при этом проектом государственного контракта Конкурсной документации предусмотрено поэтапное оказание услуг с наличием перерывов, что не позволяет участникам закупки определить сроки оказания услуг.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса срок оказания услуг установлен с даты заключения контракта по 31.05.2024.
Аналогичные сроки оказания услуг установлены пунктом 7 информационной карты Конкурсной документации.
Согласно пункту 3.1 проекта контракта Конкурсной документации срок оказания услуг: "с даты заключения Контракта по 31 мая 2024 г.".
При этом в соответствии с пунктом 3.2 проекта контракта Конкурсной документации предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта (Приложение N 6 "Этапы исполнения Контракта (этапы рекультивации полигона твердых коммунальных отходов (Свалка твердых коммунальных отходов вблизи деревни Поварово городского округа Солнечногорск Московской области).
Так, согласно Приложению N 6 к проекту государственного контракта Конкурсной документации установлен, в том числе срок оказания услуг по этапу 1: с даты заключения контракта по 30.12.2021;по этапу 2: срок с 01.01.2022 по 31.03.2022.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что Приложением N 6 установлены сроки обязательного начала и завершения отдельных этапов оказания услуг, что позволяет участникам закупки определить сроки оказания услуг.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что информация, содержащаяся в извещении о проведении Конкурса, информационной карте Конкурсной документации, а также проекте контракта Конкурсной документации не содержит противоречий.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены положения об авансе, поскольку исходя из Конкурсной документации не представляется возможным определить порядок его предоставления.
Извещением о проведении Конкурса, пунктом 12 информационной карты Конкурсной документации установлен размер аванса, а именно 30 %.
Пунктом 2.5 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что "аванс по Контракту (составляет 30 % от стоимости каждого года выплаты аванса и, соответственно, 30% от стоимости каждого этапа соответствующего года) выплачивается в размере 30 % лимита финансирования на соответствующий календарный год".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта установлено в проекте контракта Конкурсной документации в виде процента от размера цены соответствующего этапа, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил, документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены условия о казначейском сопровождении платежей по государственному контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2019 N 1765 "Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" утверждены правила казначейского сопровождения средств в валюте российской федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемых на сумму 100000 тыс. рублей и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и концессионных соглашений, в соответствии с которыми осуществляются бюджетные инвестиции, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (местного бюджета) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности).
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.2019 "О Федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон о Федеральном бюджете) установлен исчерпывающий перечень целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению.
Пунктом 2.12 проекта контракта установлено следующее: "Денежные средства в рамках исполнения Контракта (раздел 2 Контракта) в части аванса являются целевыми средствами.
Установить в отношении денежных средств, перечисляемых Заказчиком в порядке авансирования, в рамках исполнения Контракта казначейское сопровождение в соответствии с положениями Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1765".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о Федеральном бюджете казначейскому сопровождению подлежат целевые средства Заказчика, Уполномоченного органа исключительно в части аванса, в связи с чем в Конкурсной документации отсутствует требование о казначейском сопровождении иных платежей по контракту.
Кроме того, в пунктах 2.12.1 - 2.12.7 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлен исчерпывающий перечень условий, предусмотренных Постановлением N 1765.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил, документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО СК "Авалон" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2021 г. N 28/06/105-1356/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021