Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Сити Билдинг" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - Аукционная комиссия), при проведении Администрацией Копейского городского округа Челябинской области (далее - Заказчик), МУ КГО "Управление строительства" (далее - Уполномоченный орган), Аукционной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на строительство системы водоотведения п. Вахрушево Копейского городского округа (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0369300372021000010) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об Аукционе, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.10.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 288 944 658,81 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетного учреждения, КБК - 21105021204016010 414, 211050212040S6010 414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.11.2021;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
8) дата проведения Аукциона - 09.11.2021;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона, 1 заявка участника Аукциона признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ЗАО "Спецстрой-2" с предложением о цене контракта в размере 281 721 042,31 рубля.
Согласно доводу Заявителя Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей принято неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частями 4 - 7 статьи 55.13 ГрК РФ установлено, что саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с ежегодным планом проведения проверок членов саморегулируемой организации.
При этом в соответствии с частью 8 статьи 55.13 ГрК РФ если по результатам проверки, указанной в части 6 статьи 55.13, саморегулируемой организацией установлено, что по состоянию на начало следующего за отчетным года фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого этим членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, саморегулируемая организация в трехдневный срок после завершения проверки направляет ему предупреждение о превышении установленного в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требование о необходимости увеличения размера взноса, внесенного таким членом в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего фактическому совокупному размеру обязательств такого члена.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для призвания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно документации об Аукционе объектом закупки является строительство системы водоотведения п. Вахрушево Копейского городского округа.
Пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе установлено, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство и соответствовать совокупности следующих условий:
а) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
б) совокупный размер обязательств по указанным в пункте "а" договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
в) иметь право выполнять работы в отношении линейных объектов строительства (кроме опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.11.2021 N 0369300372021000010-3 (далее - Протокол) заявка с идентификационными номером "2" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, поскольку согласно информации, размещенной в ЕИС, размер неисполненных обязательств по договорам Заявителя превышает третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации, указанный в представленной Заявителем выписке из реестра членов саморегулируемой организации.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, поскольку Заявителем в составе второй части заявки представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 11.10.2021
N 5733, согласно которой Заявитель имеет третий уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. При этом согласно информации, размещенной в ЕИС, а также с учетом предложенной цены контракта в размере 281 400 000 рублей, сумма неисполненных Заявителем договорных обязательств составляет 3,4 млрд. рублей, что превышает указанный в представленной выписке третий уровень ответственности.
Вместе с тем исходя из совокупных норм материального права контроль за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств возлагается на саморегулируемую организацию.
При этом отсутствие в ЕИС статуса "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" не отражает неисполнение участником договорных обязательств, поскольку в силу требований соответствующих нормативных правовых актов обязанность указания актуальных сведений о завершении исполнения контракта (договора) возложена на заказчика.
Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии представлена справка от 12.11.2021, выданная Ассоциацией "СРО "Союз Стройиндустрии Свердловской области" (РООР), согласно которой сумма остатка уровня ответственности Заявителя для заключения контрактов составляет 479 190 743,75 рубля.
Вместе с тем Комиссией установлено, что участники закупки с идентификационными номерами заявок "1" (ООО "Подземные коммуникации"), "3" (ООО СК "Геострой") признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе по аналогичному основанию, при этом в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе участниками представлены выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 21.10.2021 N 5734-21, от 03.11.2021 N 5971-21, согласно которым участники закупки имеют второй уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявок участников закупки с идентификационными номерами "1" (ООО "Подземные коммуникации"), "2" (Заявитель), "3" (ООО СК "Геострой") несоответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с решением Комиссии ФАС России от 11.11.2021 по делу N 28/06/105-1222/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом в документации об Аукционе требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации;
- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования в проекте государственного контракта об обязанности направления подрядчиком в адрес Заказчика в течение двух дней с даты опубликования результатов определения подрядчика конкретные виды и объемы работ, с указанием общей стоимости работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно.
- пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выраженные в не установлении Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. Срок исполнения предписания до 01.12.2021.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сити Билдинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 13 статьи 34, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе, указанному в пункте 1 мотивировочной части решения.
5. В связи с тем, что предписание по нарушениям, указанным в пункте 2 мотивировочной части решения, выдано на основании решения от 11.11.2021 по делу N 28/06/105-1222/2021, предписание по настоящему делу не выдавать.
6. Передать материалы по нарушению, указанному в пункте 1 мотивировочной части решения, дела от 22.11.2021 N 28/06/105-1382/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
7. В связи с тем, что материалы по нарушениям, указанным в пункте 2 мотивировочной части решения, переданы на основании решения от 11.11.2021 по делу N 28/06/105-1222/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2021 г. N 28/06/105-1382/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021