Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Дубовкиной Е.С.,
членов Комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Трусенковой М.Е.,
заместителя начальника правового отдела N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Бомбыря Д.С.,
советника правового отдел N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Киселевой Н.Н.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб N 4 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Мерета А.В.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя ООО "Медикал Сервис" Ханжина П.В., Управления судебного департамента в г. Москве Бегунова А.О., АО "ЭТС" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в г. Москве (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управления судебного департамента в г. Москве (далее - Аукционная комиссия), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мебельной продукции (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100047021000023) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно не установившего требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе о предоставлении выписки из реестра российской промышленной продукции в соответствии с требованием постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616);
2) ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, поскольку Заказчиком неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ);
3) ненадлежащим образом составившего обоснование необходимости установления характеристик поставляемых товаров, не предусмотренных соответствующими позициями КТРУ (далее - Обоснование);
4) ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция);
5) не исполнившего предписание ФАС России от 20.10.2021 по делу N 28/06/105-994/2021 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 07.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 43801059090090019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.11.2021;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявок от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе,
7) дата проведения Аукциона - 19.11.2021.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено требование о предоставлении выписки из реестра российской промышленной продукции в соответствии с требованием Постановления Правительства N 616.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции).
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 13.2 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства N 616.
Пунктом 17.2 информационной карты документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем указанным пунктом информационной карты документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении выписки из реестра российской промышленной продукции в соответствии с требованием Постановления Правительства N 616.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку Заказчиком неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями КТРУ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка, например, товара "Стол однотумбовый", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 31.01.10.000-00000004 "Стол письменный".
Применение КТРУ для вышеуказанного товара обязательно с 17.09.2021.
Согласно позиции КТРУ 31.01.10.000-00000004 обязательными характеристиками товара "Стол письменный" являются, в том числе "Вид стола", "Назначение стола письменного".
На заседании Комиссии установлено, что указанные обязательные характеристики товара "Стол письменный" отсутствуют в техническом задании документации об Аукционе, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка, например, товара "Стеллаж офисный", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 31.01.10.000-00000007 "Стеллаж офисный".
Применение КТРУ для вышеуказанного товара обязательно с 28.01.2021.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе характеристикой товара "Стеллаж офисный", в том числе является "Высота стеллажа: 1066 мм".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что показатель характеристики товара "Стеллаж офисный" " 1066 мм" отсутствует в соответствующих позициях КТРУ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
При этом в документации об Аукционе отсутствует обоснование установления такой характеристики товара.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно не применены позиции КТРУ при описании товаров, поставка которых предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, а также не размещено обоснование установления дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных позициями КТРУ.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом составлено Обоснование.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе, например, к товару "Стул на деревянном каркасе (трон)" соответствующие позиции КТРУ не применялись в связи "с отсутствием характеристик товара, работы, услуги в КТРУ Заказчиком приведены характеристики Товара, которые позволяют определить соответствие Товара потребности Заказчика".
На заседании Комиссии установлено, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предъявляются требования к Обоснованию.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, в том числе следующие требования к товарам "Кресло офисное" (далее - Товар), "Подлокотники кресла: с мягкими накладками из экокожи или натуральной кожи" (далее - Характеристика).
На заседании Комиссии установлено, что согласно Инструкции "в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках Характеристики Товара участникам закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо предоставить либо "Подлокотники кресла: с мягкими накладками из экокожи" либо "Подлокотники кресла: с мягкими накладками из натуральной кожи".
Комиссия, изучив указанные положения Инструкции, приходит к выводу участникам закупки представляется возможным определить какие характеристики должны быть представлены участником закупки в заявке на участие в Аукционе.
Кроме того, на участие в Аукционе подано две заявки, допущенные к участию в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком не исполнено Предписание.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 20.10.2021 по делу N 28/06/105-994/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных КТРУ, а также в отсутствии обоснования установления таких характеристик;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе;
- пункта 2 части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, выразившееся в неисполнении Заказчиком предписания о предписание ФАС России от 20.09.2021 по делу N 28/06/105-662/2021 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании Решения Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано Предписание, путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
Срок исполнения Предписания - до 08.11.2021.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не исполнено Предписание, а именно установлены дополнительные характеристики, а также значения характеристик, не предусмотренные КТРУ, и отсутствует обоснование установления таких характеристик.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" обоснованной в части неприменения Заказчиком позиций КТРУ при описании товаров, поставка которых предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, а также не размещения обоснования установления дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных позициями КТРУ, установления ненадлежащим образом в документации об Аукционе требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, а также неисполнении Предписания.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 19.11.2021 N 28/06/105-1359/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Е.С. Дубовкина |
|
Члены Комиссии: |
М.Е. Трусенкова
Д.С. Бомбырь
Н.Н. Киселева
А.В. Мерет |
Исп. Мерет А.В.
(499) 755-23-23 (097-417)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2021 г. N 28/06/105-1359/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021