по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300434921000038 "Капитальный ремонт системы водоотведения по ул. Октябрьской и прилегающей площади в г. Красный Сулин" (далее - Аукцион, Закупка) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в отсутствие представителей Заказчика, Заявителя (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения Документации о закупке.
Заказчик представил в Комиссию Ростовского УФАС письменные пояснения по жалобе, в соответствии с которыми согласился с доводами Заявителя. Просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
08.11.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение и Документацию о закупке, согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 818 783, 20 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 16.11.2021 14:07.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки от 16.11.2021 г. на участие в закупке поступила одна заявка - ООО "РОСь", которая признана соответствующей требованиям Закона и Документации об аукционе; аукцион признан несостоявшимся.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1. Согласно довода жалобы, Заявитель указал на установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) не соответствующих объекту закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1).
Объект закупки составляют работы по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства - системы водоотведения.
В Извещении и Документации об аукционе Заказчик указал дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 99: "Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Вместе с тем, согласно п. 2.5 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Вместе с тем, в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам названной закупки, не соответствующие объекту закупки.
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя обоснованный.
2. В ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее нарушение.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дату проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 ч. 1 ст. 33 Закона.
Предметом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
В силу ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
В соответствии с п. 28 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" сметная документация является одним из разделов проектной документации.
Документация об аукционе содержит сметную документацию в соответствии с указанными выше положениями ГрК РФ.
Следовательно, Заказчик при установлении в Документации даты проведения электронного аукциона и публикации Извещения о проведении закупки, должен исходить из того обстоятельства, что объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства с включением в Документацию о закупке, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона, проектной документации.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона, указываются, в том числе, дата проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона.
Вместе с тем, Заказчиком в Извещении и Документации о закупке установлена дата рассмотрения первых частей заявок участников - 16.11.2021 г., а дата проведения электронного аукциона - 17.11.2021 г.
Комиссией Ростовского УФАС России в ходе проведения анализа Аукционной документации и информации, размещенной в ЕИС установлено, что Заказчиком указана дата проведения аукциона в электронной форме без учета положений п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона, в нарушение ч. 3 ст. 68 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кременд" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 31, ч. 3 ст. 68 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание: об отмене сформированного протокола и аннулировании закупки.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Благодарев
Члены Комиссии В.В. Моргунов
А.А. Михарская
исп. Михарская А.А.
тел.: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 ноября 2021 г. N 061/06/64-1861/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021