Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 93 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Мед" (129164, город Москва, улица Ярославская, дом 8, корпус 7, этаж 2, помещение 205/2; ОГРН: 1207700169522, ИНН: 9717091569 КПП: 771701001) (далее - ООО "Ренессанс-Мед") от 11.11.2021 N 426/Ж (вх. от 12.11.2021 N 5684-э.) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" (167011, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Восточная, дом 35, ОГРН: 1021100523806, ИНН: 1101487223, КПП: 110101001) (далее - ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальной", извещение N 0307200030621002083 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <__..>, представителя ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" по доверенности от 01.01.2021 N 18;
- <__..>, представителя государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - ГКУ РК "ЦОО и ПТ") по доверенности от 24.11.2020 года N 111,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Коми УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" на действия заказчика - ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "Ренессанс-Мед", ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3", ГКУ РК "ЦОО и ПТ", акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Ренессанс-Мед", оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "Ренессанс-Мед" обжалуются положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, в части описания технического задания. По мнению заявителя, в разделе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) заказчиком установлены характеристики и показатели товара, в совокупности, указывающие на исключительно одного производителя - Mindray, что по мнению заявителя, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3", ГКУ РК "ЦОО и ПТ" в отзывах на жалобу от 17.11.2021 N 250 (вх. от 18.11.2021 N 5808-э.; вх. от 19.11.2021 N 5027), от 18.11.2021 N 09-02/54 (вх. от 18.11.2021 N 5006) и на заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3", ГКУ РК "ЦОО и ПТ" пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3", уполномоченным учреждением - ГКУ РК "ЦОО и ПТ".
Объект закупки: "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальной".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 766 666,67 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счет субсидии, поступившей из республиканского бюджета Республики Коми на иные цели.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 28.10.2021.
Указанная закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.
2. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
2.1. В пунктах 2.2.2.1-2.2.2.5, 2.2.4.1-2.2.4.6, 2.2.5.1-2.2.5.5, 3.14.13, 4.1, 4.3-4.3, 6.4.2, 6.4.4 Технического задания заказчиком определены, наряду с прочими, обжалуемые требования к функциональным, техническим характеристикам единицы товара:
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение показателя или наличие функции (функционала) |
2.2.2.1. |
Диапазон рабочих частот*, МГц |
Не уже от 2,0 до 5,0 |
2.2.2.2. |
Радиус кривизны поверхности датчика*, мм |
Не более 51 |
2.2.2.3. |
Количество элементов датчика*, шт. |
Не менее 128 |
2.2.2.4. |
Максимальный угол обзора*, градусов |
Не менее 94 |
2.2.2.5. |
Максимальная глубина сканирования*, мм |
Не менее 380 |
2.2.4.1 |
Диапазон рабочих частот*, МГц |
Не уже от 3,5 до 13 |
2.2.4.2 |
Апертура*, мм |
Не более 40 |
2.2.4.3 |
Количество элементов датчика*, шт. |
Не менее 192 |
2.2.4.4 |
Максимальная глубина визуализации*, мм |
Не менее 280 |
2.2.4.5 |
Продольная разрешающая способность в В-режиме*, мм |
Не более 0,5 |
2.2.4.6 |
Поперечная разрешающая способность в В-режиме*, мм |
Не более 1 |
2.2.5.1. |
Диапазон рабочих частот*, МГц |
Не уже от 1,5 до 4,5 |
2.2.5.2. |
Линейны размер рабочей поверхности апертуры *, мм |
Не более 24 |
2.2.5.3. |
Количество элементов датчика*, шт. |
Не менее 64 |
2.2.5.4. |
Максимальный угол обзора*, градусов |
Не менее 90 |
2.2.5.5. |
Максимальная глубина сканирования*, мм |
Не менее 310 |
3.14.13 |
Объем встроенной памяти*, Гб |
Не менее 1000 |
4.1. |
Количество цифровых процессинговых каналов*, шт. |
Не менее 153 600 |
4.3. |
Максимальная глубина визуализации*, см |
Не менее 38,8 |
4.4. |
Максимальная частота кадров*, кадров/с |
Не менее 643 |
6.4.2. |
Ширина*, мм |
Не более 400 |
6.4.4. |
Масса* (без аккумулятора), кг |
Не более 6,0 |
Заявитель считает, что к вышеуказанным требованиям к функциональным, техническим характеристикам единицы товара подходит лишь товар одного производителя - Mindray. Тогда как использование заказчиком усредненных характеристик товара, позволило бы получить необходимый товар, а также увеличить количество участников, следствием чего была бы экономия бюджетных средств.
В подтверждение своих доводов заявителем представлена сравнительная характеристика по спорным показателям:
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение показателя или наличие функции (функционала) |
Производитель 1 |
Производитель 2 |
Производитель 3 |
Производитель 4 |
Производитель 5 |
Производитель 6 |
Mindray (M7) |
SAMSUNG (HM70A) |
Philips (CX-50) |
НПО Сканер (РуСкан 70П) |
Sonoscape (S2N) |
GE (Logiq e) |
|||
6.4.2. |
Ширина*, мм |
Не более 400 |
361 |
383 |
413 |
384 |
378 |
375 |
6.4.4. |
Масса* (без аккумулятора), кг |
Не более 6,0 |
5,5 |
6 |
7,6 |
6,1 |
4,5 |
5,2 |
4.1. |
Количество цифровых процессинговых каналов*, шт. |
Не менее 153 600 |
153600 |
688 128 |
504576 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
128 571 |
4.3. |
Максимальная глубина визуализации*, см |
Не менее 38,8 |
38,8 |
30 |
30 |
30 |
Производителем не представлена информация |
33 |
4.4. |
Максимальная частота кадров*, кадров/с |
Не менее 643 |
643 |
2300 |
755 |
2300 |
Производителем не представлена информация |
1598 |
3.14.13 |
Объем встроенной памяти*, Гб |
Не менее 1000 |
1000 |
128 |
500 |
128 |
180 |
128 |
2.2.2.1. |
Диапазон рабочих частот*, МГц |
Не уже от 2,0 до 5,0 |
1,5-5,6 |
1,0-7,0 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2,0-5,0 |
2.2.2.2. |
Радиус кривизны поверхности датчика*, мм |
Не более 51 |
51 |
46 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
55 |
2.2.2.3. |
Количество элементов датчика*, шт. |
Не менее 128 |
128 |
160 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
192 |
2.2.2.4. |
Максимальный угол обзора*, градусов |
Не менее 94 |
96 |
70 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
70 |
2.2.2.5. |
Максимальная глубина сканирования*, мм |
Не менее 380 |
388 |
300 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
330 |
2.2.4.1 |
Диапазон рабочих частот*, МГц |
Не уже от 3,5 до 13 |
3,0-13 |
3,0-16,0 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
4,2-13 |
2.2.4.2 |
Апертура*, мм |
Не более 40 |
38 |
40 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.4.3 |
Количество элементов датчика*, шт. |
Не менее 192 |
192 |
192 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.4.4 |
Максимальная глубина визуализации*, мм |
Не менее 280 |
286 |
85 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.4.5 |
Продольная разрешающая способность в В-режиме*, мм |
Не более 0,5 |
0,5 |
0,3 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.4.6 |
Поперечная разрешающая способность в В-режиме*, мм |
Не более 1 |
1 |
0,8 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.5.1. |
Диапазон рабочих частот*, МГц |
Не уже от 1,5 до 4,5 |
1,3-4,7 |
2,0-4,0 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.5.2. |
Линейны размер рабочей поверхности апертуры *, мм |
Не более 24 |
23,4 |
25 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.5.3. |
Количество элементов датчика*, шт. |
Не менее 64 |
64 |
80 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.5.4. |
Максимальный угол обзора*, градусов |
Не менее 90 |
90 |
90 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
2.2.5.5. |
Максимальная глубина сканирования*, мм |
Не менее 310 |
314 |
300 |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Производителем не представлена информация |
Согласно письменным пояснениям заказчика - ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3", изложенным в отзыве на жалобу от 17.11.2021 N 250 (вх. от 18.11.2021 N 5808-э.; вх. от 19.11.2021 N 5027), устным доводам представителя заказчика, приведенным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, при подготовке документации на проведение электронного аукциона заказчиком проводился анализ существующих на рынке универсальных систем ультразвуковой визуализации, определяя при этом свою потребность и стоимость предстоящей закупки, которая ограничена выделенной субсидией из республиканского бюджета на иные цели, не превышающей 3,7 млн. руб.
Представителем заказчика было пояснено, что предложенные в сравнительной таблице заявителем производители универсальных систем ультразвуковой визуализации также рассматривались заказчиком. Заказчиком были направлены запросы о представлении ценовой информации в адреса 6 компаний, а также получены 2 коммерческих предложения (производители товара: GE, Philips), согласно которым стоимость универсальных систем ультразвуковой визуализации значительно превышала выделенную ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3 субсидию на приобретение универсальной системы ультразвуковой визуализации.
Из проведенного заказчиком мониторинга заявленных производителями характеристик и исходя из целей предстоящей медицинской деятельности с использованием необходимого медицинского изделия, сформировалась потребность в товаре с определенными характеристиками, наличие которых обусловлено требованиями к универсальной системе ультразвуковой визуализации, которая должна быть предназначена для профессиональных диагностических исследований в любой области: педиатрии, гастроэнтерологии, кардиологии, ортопедии и т.д., с целью получения четких изображений отличного качества, характеризующихся максимальной диагностической достоверностью при простоте управления, а также необходимостью использования изделия по месту проведения узи-диагностики.
Таким образом, были установлены требования к внешним параметрам изделия и комплектации, как к переносному (мобильному) изделию для использования его в нескольких структурных подразделениях заказчика; установлены требования к техническим возможностям изделия (глубина визуализации, угол обзора, глубина сканирования, режимы сканирования) для получения качественных и детальных результатов диагностики.
Довод заявителя о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к закупаемому товару противоречит статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
3. Согласно частям 3-4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200030621002083 "Дата и время окончания подачи заявок 12.11.2021 07:00".
Аналогичное положение установлено в пункте 8 раздела Информационная карта аукционной документации.
В установленный законом срок в адрес заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений аукционной документации в части описания объекта закупки: в техническом задании характеристики товара установлены таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем - Mindray.
Согласно сведениям с официального сайта заказчиком размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 08.11.2021 N РД1, в котором отмечено о потребности товара с определенными характеристиками, а также об отсутствии возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Комиссия Коми УФАС России, проанализировав размещенные разъяснения положений документации об аукционе, нарушений статьи 65 Закона о контрактной системе не выявила.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией Коми УФАС России нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не установлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19 ноября 2021 г. N 011/06/33-902/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2021