Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРГИНВЕСТ" (далее - ООО "ТОРГИНВЕСТ", заявитель) (адрес (место нахождения): 634021, Томская область, г. Томск, ул. Алтайская, д. 161Б, стр. 2, офис 3; ОГРН: 1207000009820, ИНН: 7017477517, КПП: 701701001) б/н, б/д (вх. N 5711э. от 15.11.2021) на действия заказчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества в Республике Коми) (адрес (место нахождения): 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 131; ОГРН: 1101101000780, ИНН: 1101486727, КПП: 110101001) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Коми", извещение N 0107100005621000011 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <__.>, представителя ТУ Росимущества в Республике Коми по доверенности от 20.01.2021 N 11-Д;
- <__.>, представителя ТУ Росимущества в Республике Коми по доверенности от 20.01.2021 N 12-Д,
УСТАНОВИЛА:
1. 15.11.2021 посредством электронной почты ООО "ТОРГИНВЕСТ" подана жалоба на действия заказчика - ТУ Росимущества в Республике Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Коми", извещение N 0107100005621000011.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "ТОРГИНВЕСТ", ТУ Росимущества в Республике Коми, АО "Сбербанк - АСТ" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "ТОРГИНВЕСТ", АО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "ТОРГИНВЕСТ" подана жалоба на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель считает, что установленное Заказчиком условие в пункте 4.4.42 проекта контракта о том, что Исполнитель обязан: "При организации продажи арестованного имущества в электронной форме привлекать электронные торговые площадки, операторы которых включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р" свидетельствует об ограничении участников закупки, в том числе препятствует подаче им же заявки на участие в электронном аукционе.
Указывает, что Заказчик, в лице ТУ Росимущества в Республике Коми, не имеет права вмешиваться в коммерческую деятельность своих Поверенных по реализации арестованного имущества и принуждать их заключать договоры с Операторами ЭТП из перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р.
Отмечает, что общество имеет полное право использовать ту ЭТП, которая зарекомендовала себя только с положительной стороны, и не намерено заключать договоры с другими Операторами ЭТП, кроме Оператора ЭТП "АР-ТОРГ", на площадке которого в настоящее время общество осуществляет реализацию арестованного имущества в шести иных регионах.
Просит обязать заказчика исключить условие пункта 4.4.42 из проекта контракта и продлить срок прием заявок на участие в электронном аукционе.
ТУ Росимущества в Республике Коми в отзыве от 19.11.2021 N 11-ТС/3382 (вх. N 5025 от 19.11.2021) на жалобу ООО "ТОРГИНВЕСТ", а также на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с документацией об электронном аукционе, доводами сторон, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки явилось ТУ Росимущества в Республике Коми.
Объект закупки - "Оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Коми".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 500 000,00 руб.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107100005621000011, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) - 28.10.2021.
Документация об электронном аукционе утверждена и.о. руководителя ТУ Росимущества в Республике Коми 28.10.2021.
Дата и время окончания подачи заявок: 12.11.2021 23:59.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 15.11.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 16.11.2021.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1.2 проекта контракта: "ИСПОЛНИТЕЛЬ принимает на себя обязательства по поручениям ЗАКАЗЧИКА оказать услуги по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Коми (далее - ИМУЩЕСТВО) в соответствии с условиями КОНТРАКТА, включая возможные работы, определённо не упомянутые в КОНТРАКТЕ, но необходимые для получения конечного результата услуг (далее - УСЛУГИ), в объёме, указанном в п.1.4 КОНТРАКТА".
Пункт 4.4.40 проекта контракта содержит условие: "Продажа недвижимого имущества (здания, сооружения, апартаменты, квартиры, права требования по договору участия в долевом строительстве) осуществляется ИСПОЛНИТЕЛЕМ исключительно на торгах в электронной форме".
Согласно пункту 4.4.42 проекта контракта Исполнитель обязан: "При организации продажи арестованного имущества в электронной форме привлекать электронные торговые площадки, операторы которых включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р".
Частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе определено, что правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 настоящей статьи. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки в случае несоответствия одному или нескольким требованиям, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 или пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, а также в случае обращения оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки об исключении его из соответствующего перечня исключаются в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 2 настоящей статьи из соответствующего перечня. На электронной площадке, специализированной электронной площадке, оператор которой исключен из перечня операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, допускается проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены не позднее десяти рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении оператора из перечня операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.
Согласно части 3 статьи 32.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, электронным площадкам и функционированию электронных площадок, установленным в соответствии с Законом о контрактной системе, и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. В случае, если юридическое лицо, действующее по договору с собственником имущества, включено в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом о контрактной системе, и соответствует дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, привлечение иного оператора электронной площадки не требуется.
В силу подпункта 8.2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 178-ФЗ) для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом о контрактной системе, и функционированию электронных площадок.
Таким образом, для продажи федерального имущества используются электронные площадки, прошедшие контроль на соответствие установленным действующим законодательством требования на уровне Правительства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р (далее - Распоряжение N 1447-р) утвержден перечень операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 11 статьи 3.4, частью 4 статьи 3.5 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
К числу таких операторов, согласно приложению N 1 и N 2 к Распоряжению N 1447-р, относятся:
- Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"
- Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"
- Акционерное общество "Российский аукционный дом"
- Акционерное общество "ТЭК - Торг"
- Акционерное общество "Электронные торговые системы"
- Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
- Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"
- Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"
- Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа".
Исходя из пояснений ТУ Росимущества в Республике Коми, представленных письмом от 19.11.2021 N 11-ТС/3382, а также озвученных представителями управления в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России следует, что в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет функции публичного продавца арестованного имущества должников, в том числе в лице своих территориальных органов и специализированных организаций.
В соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Республике Коми, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, Территориальное управление осуществляет, в том числе, организацию реализации арестованного имущества, передаваемого на реализацию структурными подразделениями Управления ФССП России по Республике Коми.
ТУ Росимущества в Республике Коми является самостоятельным юридическим лицом и вправе самостоятельно организовывать свою деятельность, связанную с исполнением осуществляемых полномочий.
В соответствии с Положением ТУ Росимущества в Республике Коми наделено полномочиями по исполнению государственных функций, в рамках которых также осуществляет продажу федерального имущества, входящего в состав казны Российской Федерации, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "Об организации государственного и муниципального имущества".
ТУ Росимущества в Республике Коми, исходя из принципа аналогии процедуры продажи федерального имущества с процедурой продажи арестованного имущества, поскольку данные процедуры проходят в рамках исполнения государственных функций и являются социально значимыми, а также в целях минимизации рисков при проведении процедуры торгов и защиты интересов сторон государственного контракта, исполнительного производства и покупателей арестованного имущества, учитывая жалобы, поступающие в Росимущество, его территориальные органы, а также обжалование торгов, проведенных на отдельных коммерческих электронных площадках и взыскание в связи с этим денежных средств с федерального бюджета, считает целесообразным применение данной правовой нормы по проведению электронных торгов по продаже арестованного имущества на электронных площадках, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р.
Комиссией Коми УФАС России в ходе обзора документации об электронном аукционе установлено, что пункт 4.4.42 проекта контракта не содержит указание на использование исполнителем определенной электронной торговой площадки, следовательно, не ограничивает исполнителя в выборе площадки, указанной в распоряжении Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р, обладающей необходимым функционалом для проведения торгов по продаже арестованного имущества.
Комиссия Коми УФАС России отмечает, что вывод о допустимости применения аналогии закона, а именно положений подпункта 8.2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 178-ФЗ, согласно которой предъявление требований к электронным площадкам, используемым для проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества, осуществляется Правительством Российской Федерации, изложен Арбитражным судом Волго-Вятского округа в постановлении от 03.06.2021 по делу N А39-3117/2020, в ходе которого был рассмотрен схожий с рассматриваемым в настоящей жалобе спор.
Так, согласно позиции суда наличие пробела в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения, не может являться основанием для признания в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе. Заказчик вправе устанавливать определенные требования к порядку проведения закупочной процедуры, поэтому требование в аукционной документации о проведении торгов на электронной площадке, включенной в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Распоряжением N 1447-р, не свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Коми УФАС России считает требование ТУ Росимущества в Республике Коми об использовании при реализации арестованного имущества на торгах электронных торговых площадок, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р, обоснованным и не противоречащим требованиям Закона о контрактной системе.
В антимонопольном органе отсутствуют, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что установленное Заказчиком в пункте 4.4.42 проекта контракта требование, свидетельствует об ограничении участников закупки, в том числе препятствует подаче заявителем заявки на участие в электронном аукционе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТОРГИНВЕСТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__..> |
Члены Комиссии <__..>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 ноября 2021 г. N 011/06/64-906/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021