Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прайд" (167000 Республика Коми, город Сыктывкар, улица Юхнина, 8 62, ОГРН: 1131101009050, ИНН: 1101146760, КПП: 110101001) (далее - ООО "Прайд") от 15.11.2021 N 226 (вх. от 16.11.2021 N 4964) на действия заказчика - государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (167904, Республика Коми, город Сыктывкар, поселок городского типа Краснозатонский, Нювчимское шоссе, 46, ОГРН: 1021100517712, ИНН: 1101487150, КПП: 110101001) (далее - ГУ "КРОД") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46", извещение N 0307200030621002213 (далее - электронный аукцион, жалоба),
при участии посредством видео-конференцсвязи:
-<_>, <_>, представителей ГУ "КРОД" по доверенностям от 22.07.2021,
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступила жалоба ООО "Прайд".
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "Прайд", ГУ "КРОД", государственное казенное учреждение Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ"), акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - АО "Сбербанк-АСТ") надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены.
ГУ "КРОД" в письме от 22.11.2021 N 4607 (вх. от 22.11.2021 N 5035) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции.
С учетом наличия в Коми УФАС России технической возможности рассмотрения жалобы посредством веб-видеоконференции ходатайство ГУ "КРОД" удовлетворено.
ООО "Прайд", ГУ "КРОД", ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ", АО "Сбербанк-АСТ" о рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Прайд", ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ", АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "Прайд" обжаловано бездействие заказчика - ГУ "КРОД" в части не установления к участникам закупки требования об обязательном членстве в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, тогда как, согласно доводов заявителя, сметная документация, являющаяся составной частью документации об электронном аукционе, содержит работы (внутренние, штукатурные, облицовочные, малярные работы, частичная или сплошная смена всех видов полов и их оснований), относящиеся к работам по капитальному ремонту объекта капительного строительства.
ГУ "КРОД", ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ" в отзывах на жалобу от 22.11.2021 N 4607 (вх. от 22.11.2021 N 5035), от 22.11.2021 N 2/55 (вх. от 22.11.2021 N 5053) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ "КРОД", уполномоченным учреждением - ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ".
Объект закупки - "Выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 276 311,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счет средств ОМС.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 10.11.2021.
Осуществление закупки проводится заказчиком не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.
2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
2.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Наименование и описание объекта закупки определено заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
По пункту 2 Технического задания: "Выполнение работ - согласно сметной документации (локальной смете N 1, локальной ресурсной ведомости), представленной отдельными файлами, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, действующих на территории Российской Федерации".
Согласно материалам жалобы, сведений с официального сайта, локальная смета N 1, локальная ресурсная ведомость к локальной смете N 1 представлены отдельными файлами в составе документации об электронном аукционе.
В локальной смете N 1 "На текущий ремонт помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46" предусмотрено выполнение следующих работ:
-раздел 1 "полы": разборка плинтусов деревянных и из пластмассовых материалов; разборка покрытий полов из керамических плиток; разборка покрытий полов из линолеума и релина; устройство стяжек из выравнивающей смеси толщиной 5 мм, 100 м2 стяжки; устройство стяжек на каждый последующий слой толщиной 1 мм; устройство гетерогенного и гомогенного покрытия на клее со свариванием полотнищ в стыках; устройство плинтусов поливинилхлоридных на винтах самонарезающих; устройство покрытий из плит керамогранитных размером 40х40 см;
-раздел 2 "потолки": очистка вручную поверхностей потолков от красок; окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная по штукатурке потолков; покрытие масляными и спиртовыми лаками по окрашиваемой или огрунтованной поверхности потолков за 1 раз;
-раздел 3 "стены": очистка вручную поверхностей стен от красок; разборка облицовки стен из керамических глазурованных плиток; смена умывальников, 100 приборов; установка уголков перфорированных; сплошное выравнивание штукатурки внутри здания (однослойная штукатурка) сухой растворной смесью толщиной до 10 мм для последующей окраски или оклейки обоями стен, 100 м2 поверхности (толщина 20 мм); окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная по штукатурке стен; покрытие поверхностей грунтовкой глубокого проникновения за 1 раз стен; гладкая облицовка стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей по кирпичу и бетону; оклейка обоями стен по монолитной штукатурке и бетону простыми и средней плотности; окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная по сборным конструкциям стен, подготовленным под окраску; покрытие масляными и спиртовыми лаками по окрашиваемой или огрунтованной поверхности стен за 2 раза; грунтование водно-дисперсионной грунтовкой поверхностей пористых (камень, кирпич, бетон и т д), 100 м2 обрабатываемой поверхности; окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, ранее окрашенных водоэмульсионной краской с расчисткой старой краски более 35%; установка уголков ПВХ на клее, 100 п. м; замена отбойников; снятие наличников, 100 м наличников; установка и крепление наличников, 100 м коробок блоков;
-раздел 4 "прочие работы": погрузка при автомобильных перевозках мусора строительного с погрузкой вручную, 1 т груза; перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 15 км, 1 т груза.
2.2. Пунктом 1 части 1, частями 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно пункту 14.2 статьи 1, части 4 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта.
Частями 6, 8, 8.1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.
Минстрой России в письме от 27.02.2018 N 7026-АС/08 "Об определении видов ремонта" указало: "Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными".
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 утверждены ведомственные строительные нормы Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения").
Согласно пункту 4.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 N 312 (далее - ВСН 58-88 (р)): "Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом прил. 7".
Согласно пунктам 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р): "капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории".
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Согласно приложению 1 "Основные термины и определения" ВСН 58-88 (р):
"Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей".
Согласно позиции заказчика - ГУ "КРОД" при осуществлении закупки закупаются работы по текущему ремонту, в том числе, наряду с прочим, с учетом того, что при выполнении работ, являющихся объектом закупки, производится частичная замена видов облицовки стен; нагрузка на конструкцию здания, функциональные назначения помещений и их параметров и размеров, конструктивные особенности строительных элементов здания остаются неизменными, при этом целью закупки является восстановление (устранение недостатков, поврежденных мест) отделки помещений для поддержания и соблюдения санитарных норм в помещениях медицинской организации.
В подтверждении своей позиции заказчиком представлена таблица, содержащая обоснование отнесения ремонтных работ к текущему ремонту, с указанием видов работ согласно смете, цель проведения работ, обоснование отнесения работ к текущему ремонту с указанием соответствующих работ в приложении N 7 "Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов" к ВСН 58-88 (р)).
Комиссия Коми УФАС России, изучив сметную документацию (локальную смету N 1, локальную ресурсную ведомость к локальной смете N 1), представленной отдельными файлами в составе документации об электронном аукционе, пришла к выводу, что работы, являющиеся объектом закупки, относятся к текущему ремонту, следовательно, у заказчика отсутствовала необходимость установления дополнительных требований, связанных с наличием членства участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно позиции заявителя, сметная документация, являющаяся составной частью документации об электронном аукционе, содержит работы (внутренние, штукатурные, облицовочные, малярные работы, частичная или сплошная смена всех видов полов и их оснований), относящиеся к работам по капитальному ремонту объекта капительного строительства.
В части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено однозначных и бесспорных доказательств того, что работы, являющиеся объектом закупки, относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Бездействие заказчика - ГУ "КРОД" в части неустановления при осуществлении закупки требований к участникам закупки, связанных с наличием членства участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23 ноября 2021 г. N 011/06/64-911/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021