Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Роинишвили Н.Т. (далее - Заявитель), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 36037-ЭП/21 от 18.11.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку генератора электрохирургического, ультразвукового для корпуса реабилитации в СПб ГБУЗ "Городская больница N40" в 2021 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200047721000437. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 838 616, 67 рублей.
В жалобе ИП Роинишвили Н.Т. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, нарушении порядка описания объекта закупки, в том числе, путем установления ненадлежащих требований к закупаемому товару, не позволяющих предложить к поставке товар необходимый Заказчику.
В своем письменном отзыве на жалобу Заказчик с доводами жалобы согласился, пояснив, что при описании объекта закупки была допущена техническая ошибка.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, такие требования не должны ограничивать количество участников закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Так, при описании закупаемой товарной позиции Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование:
Наименование товара |
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к использованию товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика |
|||
показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей |
показателям, для которых указаны варианты значений |
показатели, значения которых не могут изменяться |
показатели, для которых установлены требования к значению нижней и верхней границ диапазона |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Генератор электрохирургический, ультразвуковой |
1.2. |
Максимальная радиочастотная выходная мощность |
Не менее 150 Вт |
Х |
Х |
Х |
В своей жалобе Заявитель указал, что в совокупности установленных характеристик Заказчику необходим к поставке - генератор электрохирургический ультразвуковой HARMONIC ETHICON G11 GEN11.
Согласно данным из инструкции производителя, максимальная выходная мощность составляет 150 В, что не соответствует значению, установленному Заказчиком, т.к. Заказчикам указана другая единица измерения.
Согласно инструкции, максимальная выходная мощность в Вт составляет 135 Вт, что также не соответствует значению, установленному Заказчиком, т.к. является наименьшим (Не менее 150 Вт).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что указанные в описании значения были указаны ошибочно (параметр 1.2 добавлен в требования к товару ошибочно) и согласился с доводами Заявителя.
При указанных обстоятельствах, с учетом данных Заказчиком пояснений, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что, установив вышеуказанные требования, не определяющие его потребность, Заказчик допустил нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Роинишвили Н.Т. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2021 г. N 44-5255/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021