Резолютивная часть объявлена 17.11.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 22.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского У ФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - Администрации Гурьевского городского округа: В.В. Свистельник (по доверенности); А.В. Филонова (по доверенности);
заявителя - ООО "НОВАТЕК АРТ": И.Ю. Пантелеева (генеральный директор);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "НОВАТЕК АРТ" (вх. N 8656 от 11.11.2021) на действия заказчика - Администрации Гурьевского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на благоустройство городского парка культуры и отдыха г. Гурьевск "Парк света", Калининградской области (извещение N 0135300002621000293) (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 11.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Конкурсной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не соответствуют требованиям Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок).
Так Заявитель полагает, что требование по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
По мнению Заявителя, определение работ (контрактов или договоров) сопоставимого характера по критерию "опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" частично не соответствует объекту закупки.
Установление по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" условия о принятии к учету только штатных специалистов исключает возможность привлечения специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг. Таким образом, по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
По мнению Заявителя, показатель "деловая репутация участника закупки (профессиональные награды)" установлен необоснованно, так как объектом закупки является разработка проектно-сметной документации, а не создание проекта для подачи на международный или профессиональный федеральный Всероссийских конкурс. Также по указанному показателю Заказчиком ограничен перечень подтверждающих документов, поскольку установлена возможность представления исключительно диплома, подтверждающего присуждение звания победителя (лауреата или дипломанта) в указанных номинациях.
Заявитель полагает, что установление в Техническом задании Конкурсной документации обязанности исполнителя согласовывать с авторами дизайн-проекта всей разрабатываемой документации, противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя и сообщили, что действия Заказчика при формировании Конкурсной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Правилам оценки заявок.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
11.10.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0135300002621000293 и Конкурсная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 991 349,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок
на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
"значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;
"коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100;
"рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Как установлено пунктом 8 Правил оценки заявок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В силу пункта 9 Правил оценки заявок сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Как установлено пунктом 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Пунктом 15 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" Конкурсной документации установлено, что критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, их содержание установлены в соответствии с приложением N 1 к разделу 2 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" настоящей документации.
Приложением N 1 к разделу 2 Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее:
Наименование показателей критерия |
Значимост ъ показателя (коэффицие нт значимост и показателя ),% |
Содержание показателя |
Документы, предоставляемые участником конкурса в подтверждение своей квалификации в составе заявки на участие в конкурсе |
1. Опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема |
40% (0,4) |
По данному показателю оценивается общее количество закпюченных(ого) и успешно выполненных (ого) контрактов(а) или договоров(а) сопоставимого характера, стоимость которых(ого) по одному контракту (договору) составляет свыше 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС. Под успешным выполнением работ (контрактов или договоров) понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) в соответствии с условиями, установленными в контрактах (договорах), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Под работами (контрактами или договорами) сопоставимого характера понимаются контракты (договоры) на выполнение работ по разработке или коррект ировке проект н о-сметной документации (проектной документации |
Информация, предоставляемая участником конкурса, подтверждается наличием в заявке всех нижеперечисленных документов: - копии исполненных контрактов и (или) договоров в полном объеме на выполнение работ по разработке или корректировке проектно- сметной документации (проектных решений) по благоустройству (развитию) улиц и/или общественных пространств; - копии подписанных актов сдачи- приемки выполненных работ в полном объеме по контрактам и (или) договорам. |
|
|
или рабочей документации или концепции) по благоустройству (развитию) территории (улиц и/или общественных пространств), результаты которых подтверждены актами сдачи-приемки оказанных услуг, заключенные по результатам проведенных торгов (закупок) в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, с ценой контракта (договора) свыше 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС, исполненных за период с 1 января 2018 года по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение (Кпред) для показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" в размере 5 (пять) заключенных и успешно выполненных контрактов или договоров сопост ав им ого хар акт ера. |
|
2. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
20 % (0,2) |
Оценка по настоящему показателю будет производиться на основании представленных участником закупки сведений по форме Квалификация участника открытого конкурса в электронной форме и подтверждающих эти сведения документов о наличии в штате участника конкурса дипломированных специалистов, имеющих высшее образование по направлению подготовки "Архитектура", обладающих квалификацией "Бакалавр" или "Магистр" или "Архитектор", имеющих стаж работы в организации участника закупки не менее 3 (трех) месяцев. Заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение (Кпред) для показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" в размере 10 специалистов необходимой квалификации. |
Информация, предоставляемая участником конкурса, подтверждается наличием в заявке всех нижеперечисленных документов: - выписки из штатного расписания; - копии всех заполненных страниц трудовых книжек, подтверждающих стаж работы в организации участника закупки не менее 3 (трех) месяцев. В случае использования электронной трудовой книжки сведения предоставляются в виде отчета "Сведения о трудовой деятельности" (форма - СТД-Р) с указанием приема на работу и/или последнего кадрового перемещения с подтверждением стажа работы необходимого к требованиям конкурсной документации; - копии документов работников, подтверждающих высшее образование по направлению подготовки "Архитектура" и присвоенной квалификацией "Бакалавр" или "Магистр" или "Архитектор" |
3. Деловая репутация участника закупки (профессионален ые награды) |
40 % (0,4) |
Оценка по настоящему показателю будет производиться на основании представленных участником закупки сведений по форме Квалификация участника открытого конкурса в электронной форме и подтверждающих эти сведения документов о наличии дипломов о присвоении звания победителя или номинанта занявшего с 1 по 3 место (1-111 степень) в международных или профессиональных федеральных Всероссийских конкурсах в номинациях: создание лучших проектов благоустройства территории или развитие территории или |
Информация, предоставляемая участником конкурса, подтверждается наличием в заявке всех нижеперечисленных документов: - копии диплома, подтверждающего присуждение звания победителя (.лауреата или дипломанта) в указанных номинациях. |
создания комфортной городской среды территории.
Предоставленные в подтверждение деловой репутации сведения, не соответствующие вышеуказанным требованиям, а также не позволяющие определить номинацию, номинанта (наименование участника закупки), присвоенное место или степень не подлежат учету в оценке.
Заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение (Кпред) для показателя "Деловая репутация участника закупки (профессиональные награды)" в размере 3 дипломов.
Таким образом, Конкурсной документацией установлены критерии для оценки заявок участников Конкурса, предусмотренные пунктами 1 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, при этом критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" состоит из трех показателей - "опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема", "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", "деловая репутация участника закупки (профессиональные награды)"
Комиссия, изучив порядок оценки по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установила, что при оценке заявок участников Конкурса по указанному показателю Заказчиком учитываются заключенные и успешно выполненные контракты или договоры сопоставимого характера, в соответствии с условиями, установленными в контрактах (договорах), без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, как установлено частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе под неустойкой (штрафом, пеней) понимается специальная мера ответственности в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Применение заказчиком неустоек (штрафов, пеней) к поставщику (подрядчику, исполнителю) не свидетельствует о неисполнении государственного и (или) муниципального контракта (договора), поскольку результатом исполненного контракта (договора) являются выполненные подрядчиком работы, которые принятые заказчиком, что подтверждается актами выполненных работ, разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, требование о том, что вышеуказанные контракты (договоры) сопоставимого характера должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней) ограничивает возможность участников закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение неустоек (штрафов, пеней) за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не свидетельствует об отсутствии у такого участника закупки опыта исполнения контрактов (договоров).
Учитывая, что в соответствии с Правилами оценки заявок Заказчик в Конкурсной документации самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки, учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг, не допускается установление порядка оценки, приводящего к ограничению числа участников
закупки, а также установление порядка оценки, не позволяющего объективно оценить заявки участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в порядке оценки заявок по показателю 1 "опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" требования о том, что контракты (договоры) сопоставимого характера должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней) не соответствует Правилам оценки заявок, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. Данный довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Относительно довода жалобы Заявителя о том, что определение работ (контрактов или договоров) сопоставимого характера по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" частично не соответствует объекту закупки, Комиссия отмечает следующее.
Однако, пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя "опыт участника закупки" критерия "квалификация участников закупки", для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо учитывать опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема относительно предмета закупки.
Изучив порядок оценки по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Комиссия установила, что при оценке заявок участников Конкурса по указанному показателю Заказчиком учитывается общее количество заключенных(ого) и успешно выполненных(ого) контрактов(а) или договоров(а) сопоставимого характера, стоимость которых(ого) по одному контракту (договору) составляет свыше 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС.
При этом, под работами (контрактами или договорами) сопоставимого характера согласно порядку оценки заявок понимаются контракты (договоры) на выполнение работ по разработке или корректировке проектно-сметной документации (проектной документации или рабочей документации или концепции) по благоустройству (развитию) территории (улиц и/или общественных пространств), результаты которых подтверждены актами сдачи-приемки оказанных услуг, заключенные по результатам проведенных торгов (закупок) в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой контракта (договора) свыше 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС, исполненных за период с 1 января 2018 года по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, под работами (контрактами или договорами) сопоставимого характера согласно порядку оценки заявок по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" понимаются следующие виды контрактов (договоров):
- на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации;
- на выполнение работ по разработке проектной документации;
- на выполнение работ по разработке рабочей документации;
- на выполнение работ по разработке концепции;
- на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации;
- на выполнение работ по корректировке проектной документации;
- на выполнение работ по корректировке рабочей документации;
- на выполнение работ по корректировке концепции.
Вместе с тем, как установлено разделом 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на благоустройство городского парка культуры и отдыха г. Гурьевск "Парк света", Калининградской области.
Следовательно, установление Заказчиком в порядке оценки заявок по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" возможности представления участниками Конкурса в качестве документов, подтверждающих опыт участника, контрактов (договоров) несопоставимых по характеру с предметом закупки, а именно контрактов (договоров) на выполнение работ по разработке концепции или на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации, проектной документации, рабочей документации, концепции не соответствует Правилам оценки заявок, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Кроме того, принимаемый к оценке опыт участников Конкурса по выполнению контрактов (договоров) на выполнение работ по разработке концепции или на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации, проектной документации, рабочей документации, концепции, не подразумевает наличие у участников Конкурса требуемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации членства в области архитектурно- строительного проектирования.
Данный довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Относительно доводов жалобы Заявителя о том, что показатель "Деловая репутация участника закупки (профессиональные награды)" установлен необоснованно, поскольку объектом закупки является разработка проектно-сметной документации, а не создание проекта для подачи на международный или профессиональный федеральный Всероссийских конкурсе, а также ограничен перечень возможных подтверждающих документов по данному показателю, Комиссия отмечает следующее.
Изучив порядок оценки по показателю "деловая репутация участника закупки (профессиональные награды)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Комиссия установила, что при оценке заявок участников Конкурса по указанному показателю Заказчиком учитываются представленные участником закупки сведения о наличии дипломов о присвоении звания победителя или номинанта (I-III степень) в международных или профессиональных федеральных Всероссийских конкурсах в следующих номинациях: создание
лучших проектов благоустройства территории или развитие территории или создания комфортной городской среды территории.
При этом, информация, предоставляемая участником конкурса, подтверждается наличием заявке копий диплома, подтверждающего присуждение звания победителя (лауреата или дипломанта) в указанных номинациях.
Однако, как ранее установлено Комиссией объектом закупки является оказание услуг
исключительно по разработке проектно-сметной документации на благоустройство городского парка культуры и отдыха г. Гурьевск "Парк света", Калининградской области.
Таким образом, установленная Заказчиком в порядке оценки заявок по показателю "деловая репутация участника закупки (профессиональные награды)" возможность представления участниками Конкурса в качестве подтверждающих документов по указанному показателю исключительно копий дипломов о присвоении звания победителя или номинанта занявшего с 1 по 3 место (I-III степень) в международных или профессиональных федеральных Всероссийских конкурсах на создание лучших проектов благоустройства территории или развитие территории или создания комфортной городской среды территории, не соответствует объекту проводимого Конкурса.
Следовательно, в рамках указанного показателя Заказчиком фактически производится оценка деловой репутации участника в рамках создания лучших проектов благоустройства территории или развитие территории или создания комфортной городской среды территории, что I не соответствует объекту закупки - разработка проектно-сметной документации на благоустройство городского парка культуры и отдыха, и не соответствует Правилам оценки заявок, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, поскольку не позволяет объективно оценить заявки участников Конкурса. Данный довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика при формировании Конкурсной документации в части установления порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям "опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема", "деловая репутация участника закупки" критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", несоответствующего Правилам оценки заявок, нарушают положения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Относительно довода жалобы Заявителя о том, что установление по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" условия о принятии к учету только штатных специалистов исключает возможность привлечения специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, Комиссия отмечет следующее.
Изучив порядок оценки по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Комиссия установила, что при оценке заявок участников Конкурса по указанному показателю Заказчиком учитываются представленные участником закупки сведений по форме Квалификация участника открытого конкурса в электронной форме и подтверждающие эти сведения документы о наличии в штате участника конкурса дипломированных специалистов, имеющих высшее образование по направлению подготовки "Архитектура", обладающих квалификацией "Бакалавр" или "Магистр" или "Архитектор", имеющих стаж работы в организации участника закупки не менее 3 (трех) месяцев. Информация, предоставляемая участником конкурса, подтверждается наличием в заявке следующих документов:
- выписки из штатного расписания;
- копии всех заполненных страниц трудовых книжек, подтверждающих стаж работы в организации участника закупки не менее 3 (трех) месяцев. В случае использования электронной трудовой книжки сведения предоставляются в виде отчета "Сведения о трудовой деятельности" (форма - СТД-Р) с указанием приема на работу и/или последнего кадрового перемещения с подтверждением стажа работы необходимого к требованиям конкурсной документации;
- копии документов работников, подтверждающих высшее образование по направлению подготовки "Архитектура" и присвоенной квалификацией "Бакалавр" или "Магистр" или "Архитектор".
Между тем Закон о контрактной системе и Правила оценки заявок не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Законодательство не содержит требований о том, что при установлении показателя "Обеспеченность участника трудовыми ресурсами" Заказчик обязан принимать во внимание также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера.
Кроме того, при принятии решения о принятии к оценке только сведений о лицах осуществляющих трудовую функцию по трудовому договору, Заказчик исходил из установленной законодательством терминологии. Закон прямо называет: "обеспеченность трудовыми ресурсами".
Законодательство использует термин "трудовой ресурс" только и исключительно в контексте трудового законодательства. Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения, которыми признаются согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Помимо этого, как пояснил представитель Заказчика, обеспеченность трудовыми ресурсами, выраженная именно в количестве работников, осуществляющих свою деятельность именно по трудовому договору, свидетельствует о надежности и стабильности исполнителя услуг, поскольку трудовые договоры бессрочны, возлагают большую ответственность на работодателя.
Между тем, договоры гражданско-правового характера являются по свой сути срочными, порядок их расторжения не регламентирован законом, в связи с чем, надежность исполнителя, привлекающего сотрудников на основании гражданско-правового договора, очевидно меньше.
Кроме того, Комиссия отмечает, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", не является основанием для отклонения заявки участника.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" соответствует действующему законодательству. Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Относительно довода жалобы Заявителя о том, что установление в Техническом задании Конкурсной документации обязанности исполнителя согласовывать с авторами дизайн-проекта всей разрабатываемой документации, противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Как установлено пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 3.5 "Требования к проектным решениям" раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" Конкурсной документации вся разрабатываемая документация должна быть согласована с Заказчиком и авторами дизайн-проекта.
Однако, в силу части 16 статьи 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Довод представителей Заказчика о том, что в соответствии с требованиями участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды проект, реализующийся с использованием средств, полученных в виде субсидии федерального бюджета на основании Постановления Правительства РФ N 237 от 07.03.2018 "Об утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды" должен соответствовать концепции, признанной победителем конкурса, подлежит отклонению, ввиду следующего.
В силу Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 237 от 07.03.2018 победителем конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды является именно муниципальное образование, определенное победителем федеральной комиссией на основании ее решения.
Следовательно, именно орган местного самоуправления, принявший решение об участии в конкурсе, обязан осуществлять контроль за соответствием разрабатываемой проектно-сметной документации при реализации дизайн-проекта.
Кроме того, в силу требований пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Следовательно, в силу вышеуказанных положений к обязанностям Заказчика в рамках исполнения контракта относится осуществление приемки выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги путем установления соответствия разрабатываемой проектно-сметной документации разработанному дизайн-проекту.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления при описании объекта закупки требования о том, что исполнитель обязан осуществить согласование разрабатываемой документации с авторами дизайн-проекта, не соответствует потребности Заказчика, поскольку установление соответствия разрабатываемой проектно-сметной документации разработанному дизайн-проекту является обязанностью Заказчика в силу действующего законодательства. Данные действия Заказчика при описании объекта закупки нарушают положения пункт 1 части 1 статьи 54.3, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НОВАТЕК АРТ" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию Гурьевского городского округа нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3, пункт 1 части 1 статьи 54.3, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Администрации Гурьевского городского округа, комиссии Заказчика, оператору электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ" (в рамках имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского У ФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: И.С. Болтенко
Члены Комиссии: А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 22 ноября 2021 г. N 93-кс/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021