Резолютивная часть объявлена 22.11.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 25.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителей:
- заявителя - ИП Павлов Ф.Б.: Ф.Б. Павлов (лично);
- заказчика - Атлантической Базы Флота - Филиала Федерального Государственного Бюджетного Учреждения Науки Института Океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии Наук: Ю.Н. Гусевой (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу Индивидуального предпринимателя Павлова Федора Борисовича (ИНН 664603279033, ОГРИП 312661919100042, ОКПО 0184443423) (вх. N 8748 от 15.11.2021) на действия заказчика - Атлантической Базы Флота - Филиала Федерального Государственного Бюджетного Учреждения Науки Института Океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии Наук при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка электротоваров для нужд НИС "Академик Мстислав Келдыш" (извещение N 0335400002121000315) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 15.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил срок рассмотрения первых частей заявок, а также дату и время проведения Аукциона.
2. Заявитель полагает, что Заказчиком не указана информация о времени проведения Аукциона в извещении об осуществлении закупки в разделе "дополнительная информация".
3. Заявитель считает, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации указана противоречивая информация в части порядка предоставления обеспечения контракта.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком указаны непрозрачные критерии инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
5. Заявитель считает, что Заказчиком установлены избыточные требования к участникам закупки.
6. Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2021 N 606 изменен типовой контракт.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и пояснил, что действия Заказчика при формировании Аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27.10.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335400002121000315 и Аукционная документация с приложениями (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта - 87 580,00 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В силу части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктами 2, 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона и дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
В силу части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, начальная (максимальная) цена контракта которого не превышает триста миллионов рублей, не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок. Срок проведения электронного аукциона устанавливает на следующий рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона и Аукционной документации датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 15.11.2021 09:00 часов (время Калининградское). Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе установлена на 15.11.2021. Дата проведения Аукциона - 16.11.2021.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и Аукционной документации установлен срок рассмотрения первых частей заявок, который не превышает один рабочий день с даты окончания срока подачи заявок, а также срок проведения Аукциона, который установлен на следующий рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно части 2 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
В соответствии с частью 22 статьи 68 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 Закона о контрактной системе, независимо от времени окончания такого аукциона.
Согласно пункту 9.2 Регламента организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" (далее - Регламент АО "ЕЭТП") по факту формирования извещения об электронном аукционе и размещении его в ЕИС, автоматизированная система оператора (далее - АС) устанавливает время проведения электронного аукциона. Время начала проведения электронного аукциона устанавливается оператором электронной площадки в период с 9:00 до 12:00 в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик. При этом учитывается количество ранее запланированных к проведению на электронной площадке электронных аукционов.
В соответствии с пунктом 9.3 Регламента по факту установления времени проведения электронного аукциона, размещенное в ЕИС извещение об электронном аукционе доступно в реестре аукционов в открытой части АС Оператора электронной площадки, а также в личных кабинетах Оператора электронной площадки, заказчика, организатора закупки, участника закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, сформированному посредством ЕИС, датой проведения Аукциона является 16.11.2021, время проведения аукциона установлено на 10:11.
Ранее Комиссией установлено, что датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 09:00 часов (время Калининградское) 15.11.2021, то есть время окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлено по Калининградскому времени (МСК-1).
В силу части 2 статьи 68 Закона о контрактной системе время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Также согласно пункту 9.2 Регламента АО "ЕЭТП" время начала проведения электронного аукциона устанавливается оператором электронной площадки в период с 9:00 до 12:00 в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.
Таким образом, в силу вышеуказанных положении законодательства из извещения о проведении Аукциона однозначно следует, что время проведения Аукциона, установлено на 10:11 и является Калининградское (МСК-1). Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении Аукциона и Аукционную документацию, установила, что требования к обеспечению определены Заказчиком в пункте 22 раздела "Информационная карта" Аукционной документации, а именно: "размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, срок и порядок предоставления такого обеспечения, размер обеспечения гарантийных обязательств.
Счет Заказчика, на который участник аукциона, с которым заключается контракт, перечисляет денежные средства в случае выбора такого способа обеспечения исполнения контракта, как внесение денежных средств:
ИНН 7727083115
КПП 390643001
ОГРН 1037739013388
УФК по Калининградской обл. (Атлантическая база флота - филиал НО РАН лиц. сч. 20356К01640)
Банк - Отделение Калининград Банка России//УФК по Калининградской обл. г. Калининград
N счета 03214643000000013500 БИК 012748051
Корреспондентский счет - 40102810545370000028 КБК 00000000000000000510
В наименовании платежа указать: "Обеспечение исполнения контракта на (указать предмет контракта) извещение N".
Вместе с тем Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона Заказчиком в отношении реквизитов для перечисления обеспечения исполнения контракта установлено: "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000
"Номер лицевого счёта" См. прилагаемые документы
"БИК" 000000000
"Наименование кредитной организации"
"Номер корреспондентского счета"".
Согласно пояснениям Заказчика в извещении о проведении Аукциона при указании порядка перечисления обеспечения исполнения контракта допущена техническая ошибка. Вместе с тем, в пункте 22 раздела "Информационная карта" Аукционной документации технической ошибки не допущено.
В связи с изложенным выше Комиссия приходит к выводу, что при формировании извещения о проведении Аукциона Заказчиком нарушены пункт 8 статьи 42 и пункт 8 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия отмечает, что Заявитель в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, имея право на разъяснение положений Аукционной документации, не обращался к Заказчику с запросом о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
Учитывая то, что допущенная Заказчиком техническая ошибка не повлияла на результаты Аукциона, Комиссия приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукцион.
Комиссия установила, что в пунктах 1 и 2 Приложения N 2 к разделу 2 "Информационной карты электронного аукциона" Заказчиком установлены понятия и определения, используемые заказчиком в техническом задании, а также значения используемых понятий и определений:
N п/п |
Понятия и определения, используемые заказчиком в техническом задании |
Значения используемых понятий и определений |
1. |
"Не менее" "Не более" "Менее" "Более" "Не выше" "Не ниже" "Выше" "Ниже" |
Данными словами устанавливаются максимальные и (или) минимальные значения показателей для определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика. |
2. |
"Не менее" "Не более" "Менее" "Более" "Не выше" "Не ниже" "Выше" "Ниже" Сопровождаемые словами "допустимо указывать значение показателя диапазоном значений" |
Данными словами устанавливаются максимальные и (или) минимальные значения, а также диапазон значений показателей для определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика. |
По мнению Заявителя, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе содержит противоречивую информацию.
Положения Закона о контрактной системе не содержат четких требований к содержанию инструкции по заполнению заявки на участие в закупке; отсутствие в составе инструкции по заполнению заявки на участие в закупке указаний для участника закупки в части представления показателей товара, сопровождающихся словами "включает в себя крайние диапазоны", или "не включает в себя крайние диапазоны", не противоречит действующему законодательству о контрактной системе (Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке").
Дополнительно Комиссия отмечает, что Заявитель в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, имея право на разъяснение положений Аукционной документации, не обращался к Заказчику с запросом о даче разъяснений положений документации об Аукционе, в том числе в отношении содержания инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
5. В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом а пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка электротоваров.
Комиссией установлено, что объект закупки подпадает под действие Приказа N 126н.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено условие допуска к участникам Аукциона в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Заказчиком в подпункте 3 пункта 26 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе установлено: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
3) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов (в случае установления такого требования п. 19 Информационной карты электронного аукциона). При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
В соответствии с подпунктом 1.6. пункта 1 Приказа N 126н установлено требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке наименования страны происхождения поставляемого товара.
Таким образом, Комиссия делает вывод, что требование о представлении участником Аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования страны происхождения товара, установленное в подпункте 3 пункта 26 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе, соответствует положениям подпункта а пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
6. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены "Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов" (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Приказом Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 утвержден типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, содержащейся в Приложении N 3 к настоящему приказу (далее - Типовой контракт).
Проанализировав Проект контракта, содержащийся в Аукционной документации, Комиссия установила, что при его формировании Заказчиком не вносились изменения в постоянную часть положений типового контракта.
Учитывая изложенное выше, Комиссия делает вывод о том, что Проект контракта соответствует требованиям Правил и Типового контракта, положениям статьи 34 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Павлова Ф.Б. частично обоснованной.
2. Заказчика - признать нарушившим пункт 8 статьи 42 и пункт 8 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: И.С. Болтенко
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
И.Д. Старжинский
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 25 ноября 2021 г. N 039/06/64-1387/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021