Резолютивная часть оглашена
18.11.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Стройцентр" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оказанию услуг по праздничному оформлению территории городского округа Тольятти - подготовка мест проведения праздничных мероприятий (извещение N 0842300004021000413, начальная (максимальная) цена контракта - 15 460 656,65 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройцентр" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оказанию услуг по праздничному оформлению территории городского округа Тольятти - подготовка мест проведения праздничных мероприятий.
Согласно доводам жалобы:
- Описание объекта закупки не отвечает требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе и создает условия для ограничения количества участников закупки. Заказчик предъявляет требования ко всем возможным элементам изделия, усложняя участникам задачу, а также использует расширенный диапазон. Заказчик предъявляет избыточные требования к товарам, которые не являются самостоятельным объектом закупки, а являются вспомогательными.
- Установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки.
Заявитель просит признать нарушение положений Закона о контрактной системе, представитель Заказчика против доводов Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, представил письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно рекомендуемой форме для заполнения участниками заявки Заказчиком установлены следующие требования:
Световая макушка:
Форма - Роза Ветров, представляет собой "звезду" с восемью лучами разной длины;
Габариты макушки - не менее 1500х1100х400мм
Длина верхнего луча - не менее 900 и не более 950 мм;
Длина нижнего луча - не мене 550 и не более 600 мм;
Длина правого и левого луча - не менее 550 и не более 600 мм;
Длина диагональных лучей - не менее 350 и не более 400 мм;
Центральная стойка с фиксатором высоты должна быть изготовлена из арматуры гладкой круглого сечения;
Диаметр центральной стойки должен быть не менее 18 мм и не более 20 мм для того, чтобы свободно и крепко расположиться в хвойной макушке основной конструкции.
Заказчик в данном случае предъявляет требования ко всем возможным элементам изделия, из описания неясно, к каким конкретно составляющим необходимо привести описание, а также использует расширенный диапазон.
Так, при описании Световой макушки в форме звезды с восемью лучами, указано, что существуют следующие виды лучей: верхний, нижний, правый, левый и диагональные. При этом Заказчик не приводит разъяснений, каким образом определить принадлежность луча к данным видам. Все лучи звезды можно назвать диагональными. Заказчиком применяется расширенный диапазон. Так, габариты макушки - не менее 1500х1100х400 мм. Длина верхнего луча - не менее 900 и не более 950 мм. Длина нижнего луча - не менее 550 и не более 600 мм.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, к словам "не менее" предъявлены требования: "не менее", "не ниже", "от", "" - участником устанавливается конкретное значение равное или превышающее указанное.
При выборе участником длины верхнего луча в 900 мм, а нижнего луча в 550 мм, не нарушая при этом требования инструкции, общая длина макушки составит 1450 мм. Заказчиком же установлена длина макушки не менее 1500 мм.
Заказчик предъявляет избыточные требования к товарам, которые не являются самостоятельным объектом закупки, а являются вспомогательными:
Шкаф управления декоративного обвеса представляет собой электротехническое оборудование, включающее в себя двухфазный автоматический выключатель для защиты цепей с малыми токами и предназначенный для отключения напряжения в случае короткого замыкания в защищаемой цепи или в питаемом этой цепью приборе, распределительный контроллер для управления светодинамическим лучом с жидкокристаллическим индикатором для отображения режима работы и настройки, вспомогательный контроллер управления свечением лучей, блок питания электронных компонентов комплекта освещения:
контроллер 1
количество вспомогательных контроллеров 1
количество программ работы 60
66
максимальная мощность не менее 332 Вт
кол-во одновременно выполняемых программ 18
20
кол-во каналов управления 16
температурный диапазон работы -45С до +45С
В п.2 технического задания установлены требования:
Количество диодов по периметру должно быть не менее 270 шт., из них 20% имеют мерцание, т.е. кол-во мерцающих диодов не менее 54 и не более 70 шт.
В случае, если участник предложит количество диодов более 350 шт. (что не будет противоречить требованиям Инструкции), то количество мерцающих диодов (20% от общего количества) будет более 70. Таким образом, Заказчик не установил верхнюю границу количества диодов. что может повлечь совершение ошибок и отклонение заявок.
Данный довод признается обоснованным. Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования, что усложняет участникам задачу при заполнении заявок на участие в аукционе, создает вероятность совершения ошибок и отклонения заявок, создает условия для ограничения количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем необходимо отметить, что согласно протоколу рассмотрения заявок N0842300004021000413-1 от 12.11.2021 г. отклонений заявок участников аукциона относительно позиций, указанных ООО "Стройцентр" в своей жалобе не было.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В следующем доводе ООО "Стройцентр" указал, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе имеет существенные недостатки.
Нарушений в действиях Заказчика относительно данного довода Комиссией не установлено. Данный довод признается необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" частично-обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, так как данное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 ноября 2021 г. N 938-13002-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2021