Резолютивная часть оглашена
23.11.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Плацебо" на положения конкурсной документации при проведении электронного аукциона по объекту закупки: Оказание услуг по организации и проведению 11-го ежегодного форума "Самарская платформа развития бизнеса" (извещение N 0342300000121001586, начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Плацебо" на положения документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, а именно в аукционной документации указаны конкретные спикеры и модераторы форума без предусмотренных иных вариантов.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку закупки, признать положения аукционной документации несоответствующими законодательству, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.
Заказчик, Уполномоченный орган в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражали, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просили отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, аукционную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Относительно доводов Заявителя об ограничении количества участников закупки требованиями аукционной документации установлено следующее.
Согласно пункту 3 описания объекта закупки аукционной документации исполнитель должен обеспечить участие в работе Форума 1 (одного) модератора и 6 (шести) экспертов по заявленным в программе тематикам, в том числе с привлечением иногородних экспертов, а именно: модератора Форума - Кирилла Токарева. Кирилл Токарев - шеф-редактор, ведущий авторских программ телеканала РБК с 2011 года: "Токарев.Дело", "Новая экономика с Кириллом Токаревым", "Новости компаний". Эксперт-аналитик по малому и среднему бизнесу, спикеры: Игорь Манн, - бизнес-консультант, маркетер, автор более 20 программ открытых тренингов, автор 7 корпоративных тренингов, автор книг по маркетингу, Александр Фридман - консультант, бизнес-тренер по регулярному менеджменту, автор 6 книг учебников по менеджменту, автор курсов, закрывающих все основные компетенции руководителей. Доклад 1,5 часа + участие в дискуссии раздела "Менеджмент", Николай Рысев - бизнес-тренер, автор 8 бизнес-книг по продажам и управлению, кандидат психологических наук, СПбГУ. Провел более 1100 корпоративных тренингов, опыт работы с более чем 50 отраслями бизнеса, мотивационный спикер. Автор бестселлеров. Оптимист и гуманист. Доклад до 1,5 часов + участие в дискуссии раздела "Менеджмент", Виктория Шиманская - психолог, эксперт по развитию эмоционального интеллекта в исследовательском Центре Брендменеджмента и брендтехнологий Реланд Групп (RCB&B), партнер лаборатории EQ-factor. Доклад и ответы на вопросы.
Кроме того пунктом 3.3 описания объекта закупки аукционной документации закреплена возможность Исполнителя в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в случае болезни, документально подтвержденной, модератора и/или спикеров, указанных в пунктах 3.1.2. и 3.1.3. настоящего описания объекта закупки аукционной документации, обеспечить участие в Форуме модератора и/или спикеров эквивалентных заявленным в пунктах 3.1.2. и 3.1.3 настоящего описания объекта закупки аукционной документации (с соответствующей квалификацией, опытом, знанием, направлением деятельности и др.).
Таким образом, главной задачей Исполнителя и предметом Контракта является техническое обеспечение и организация проведения форума, а не выбор модератора и спикеров, данные требования связаны с потребностями Заказчика.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки.
В соответствии с п.1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Комиссий Самарского УФАС установлено, что требования в аукционной документации установлены корректно, в полном соответствии с требованиями нормативных документов. Положения аукционной документации являются необходимыми и достаточными для определения потребностей Заказчика и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Иных жалоб от участников закупки не поступало, запросов на разъяснение положений документации по вышеуказанным доводам жалобы не поступало.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было. Заявитель участие в рассмотрении жалобы не принимал. На участие в закупке подано 6 заявок, начальная максимальная цена была составлена на основании 3 коммерческих предложений.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Плацебо" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 ноября 2021 г. N 948-14910-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021