Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ФГБОУ ВО "Пермский государственный институт культуры" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Вакуле Н.Б. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку музыкального инструмента (Вибрафон) (изв. N 0356100009321000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100009321000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку музыкального инструмента (Вибрафон). Начальная (максимальная) цена контракта - 758 760,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
16.04.2021 г. между Заказчиком и ИП Вакулой Н.Б. заключен контракт N 0356100009321000001/2021 на сумму 506 164,30 руб.
В связи с тем, что индивидуальным предпринимателем поставлен товар несоответствующий требованиям технического задания, 14.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 10.2 контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что 20.09.2021 г. решение опубликовано в ЕИС (сведения о расторжении контракта направлены Заказчиком в реестр контрактов 17.09.2021 г.), 15.09.2021 г. направлено в адрес Поставщика заказным письмом с уведомлением Почтой России.
Поскольку Заказчиком не получено подтверждение о вручении упомянутого решения Поставщиком, датой надлежащего уведомления считается 21.10.2021 г. Решение о расторжении контракта вступило в силу 01.11.2021 г.
Вместе с тем, контракт в ЕИС контракт переведен Заказчиком в статус "Исполнение прекращено", то есть расторгнут 20.09.2021 г. Таким образом, Заказчиком нарушен порядок расторжения контракта, нарушены требования ч.13 ст.95 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.7.32 КоАП РФ.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1.По настоящему Контракту Поставщик обязуется по заданию Заказчика поставить музыкальный инструмент (Вибрафон) для Пермского государственного института культуры (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять товар (ы) и оплатить его (их) в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Поставка товара осуществляется в целях оснащения Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Института созданного в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культуры", для обеспечения учебной деятельности Института.
1.2.Наименование, количество, качество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Техническом задании Заказчика (Спецификации -Приложение N 1 к настоящему Контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта (далее - Техническое задание).
1.3.Срок исполнения обязательств по поставке товара составляет: 60 (шестьдесят) дней. с момента заключения контракта.
1.6.Моментом поставки товара является доставка Поставщиком товара Заказчику по адресу, указанному в Техническом задании, и подписание Сторонами товарных накладных (ТОРГ-12) или универсального передаточного документа (УПД), а также Акта приема-передачи поставленных товаров в двух экземплярах.
1.7.Сопутствующие услуги оказываются Поставщиком в соответствии с требованиями Технического задания (при наличии сопутствующих услуг).
В соответствии с п.11 Технического задания, сопутствующие услуги не требуются.
3.3.Товары, поставляемые Поставщиком Заказчику, должны соответствовать качеству, техническим и функциональным характеристикам, указанным в Техническом задании.
3.9.В день поставки товаров, Поставщик представляет Заказчику комплект отчетных документов в соответствии с Техническим заданием, подписанный Поставщиком в двух экземплярах, сертификаты (декларации о соответствии), обязательные для данного вида товара (и сопутствующих услуг), и иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.10.После получения от Поставщика комплекта документов, в соответствии с п.1.6. и п.3.9.Контракта, Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней рассматривает результаты и осуществляет приемку поставленных товаров (и сопутствующих услуг) по настоящему Контракту на предмет соответствия их количеству, качеству и иным требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет Поставщику подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта приемки-передачи товара, либо запрос о предоставлении разъяснений относительно поставленных товаров (и сопутствующих услуг), либо мотивированный отказ от принятия поставленных товаров (и сопутствующих услуг), или акт с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения. В случае отказа Заказчика от принятия поставленных товаров (и сопутствующих услуг) в связи с необходимостью устранения недостатков Поставщик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком, устранить указанные недостатки за свой счет.
3.11.Для проверки поставленных поставщиком товаров, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В соответствии с техническим заданием, поставке подлежит Вибрафон V-percussion серии Artist Classic.
19.04.2021 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо (исхN2 от 19.04.2021 г.) с предложением о поставке товара с улучшенными характеристиками. Письмом от 22.04.2021 г. (исх.N318) Заказчик отказался от поставки товара с предложенными характеристиками, просил осуществить поставку виброфона, указанной в контракте серии.
15.06.2021 г. ИП Вакулой Н.Б. в адрес Заказчика направлено письмо (исх.N2) о невозможности поставки товара в регламентированный контрактом срок по причинам, независящим от Поставщика, а именно по причине длительной болезни специалиста, занимающегося изготовлением музыкального инструмента. Поставщик просил согласовать дату поставки товара на 05.07.2021 г.
Письмом от 30.06.2021 г. (исх.N583) Заказчик указанную дату поставки товара согласовал.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя ИП Вакулы Н.Б. 17.06.2021 г. на адрес электронной почты Поставщика поступило письмо контрактного управляющего ФГБОУ ВО "Пермский государственный институт культуры" с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Письмом от 20.06.2021 г. (исх N3) Поставщик отказался от расторжения контракта по соглашению сторон, пояснил, что поставка товара будет осуществлена 05.07.2021 г.
05.07.2021 г. осуществлена поставка товара с сопутствующими документами, что подтверждается актом приема-передачи товара, подписанным представителем Заказчика.
Во исполнение требований п.п. 3.10, 3.11 контракта Заказчиком проведена экспертиза поставленного товара. В соответствии с актом N1 от 12.07.2021 г. товар признан несоответствующий требованиям технического задания, а именно установлены конструктивные недостатки Товара, препятствующие его сборке, вследствие чего не представилось возможным установить соответствие товара характеристикам о диапазоне октавы и строю. Кроме того были выявлены нарушения лакокрасочного покрытия товара (а именно царапины и сколы). Более того, Поставщиком не предоставлен Сертификат, подтверждающий качество поставленного товара.
В связи с изложенным 12.07.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлен отказ от приемки товара, Поставщику предписано устранить выявленные в ходе экспертизы товара недостатки в течение пяти рабочих дней с момента получения отказа.
16.07.2021 г. ИП Вакулой Н.Б. в адрес Заказчика направлен ответ на отказ в приемке товара (исх. N5), в котором Поставщик не согласился с результатами экспертизы, проведенной Заказчиком. Согласно упомянутому письму сборка инструмента производилась лицами с недостаточной квалификацией, что послужило причиной недостатков, отмеченных в акте экспертизы. Представитель Поставщика также пояснил, что Заказчику неоднократно предлагалась помощь и консультация по сборке товара. Ответа на предложение о консультации индивидуальный предприниматель не получил.
Относительно отсутствия сертификата качества, Поставщик пояснил, что поставляемый товар не подлежит обязательной сертификации, в подтверждение чему в материалы обращения, а также в адрес Заказчика предоставлено письмо органа по сертификации ООО "ЦЕТРИМ" от 13.07.2021 г. (исх. N5477/НВ61).
16.07.2021 г. Поставщиком в адрес Заказчика также направлена претензия с требованием о приемке поставленного товара.
Письмом от 26.07.2021 г. (исх.N 658) Заказчик предложил произвести повторную разборку и сборку поставленного товара в присутствии представителя Поставщика 09.08.2021 г. В ответ на данное письмо Поставщик пояснил, что разборка и сборка товара не предусмотрена положениями о приемке товара, предусмотренными контрактом (исх.N6 от 02.08.2021 г.). В связи с чем разборка и сборка могут быть проведены только после приемки товара Заказчиком.
11.08.2021 г. Заказчик повторно предложил Поставщику произвести сборку поставленного товара и приемку товара в присутствии представителя ИП Вакулы Н.Б. (исх.N 684). Письмом от 11.08.2021 г. (исх.N7) индивидуальный предприниматель уведомил Заказчика о невозможности принять участие в приемке товара.
12.08.2021 г. произведена повторная приемка товара. В соответствии с актом N2 от 12.08.2021 г. экспертиза Заказчика установила несоответствие поставленного товара требованиям технического задания.
Кроме того в материалы обращения Заказчиком предоставлено заключение экспертизы N1522/2021 от 19.08.2021 г., проведенной ООО "Центр независимых судебных экспертиз "ТЕХЭКО", согласно которому поставленный ИП Вакулой Н.Б. товар не соответствует требованиям технического задания.
Представитель Поставщика пояснил, что выявленные несоответствия товара возникли в следствие некорректной сборки товара, произведенной лицами, не имеющими надлежащей квалификации.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Поставщика вступило в силу одновременно с аналогичным решением Заказчика, приходит к выводу, что сведения об ИП Вакуле Н.Б. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Вакула Н.Б. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч.13 ст.95 Закона о закупках.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 ноября 2021 г. N РНП-59-470
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021