Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ "Пермская краевая станция переливания крови" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Букине М.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 методом ОТ-ПЦР в режиме реального времени (изв. N 0156200009921000400),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009921000400 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на поставку реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 методом ОТ-ПЦР в режиме реального времени. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 775 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
01.09.2021 г. между Заказчиком и ИП Букиным М.С. заключен контракт N 0156200009921000400 на сумму 10 484 375,00 руб.
В связи с тем, что индивидуальным предпринимателем поставлен товар несоответствующий требованиям технического задания, 21.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 7.2 контракта).
Кроме того, в п.7.3 контракта установлено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что 25.10.2021 г. решение опубликовано в ЕИС, 21.10.2021 г. направлено в адрес Поставщика по электронной почте, 22.10.2021 г. - заказным письмом с уведомлением Почтой России.
29.10.2021 г. Заказчику стало известно о том, что решение получено Поставщиком Почтой России. Таким образом, датой надлежащего уведомления индивидуального предпринимателя является 29.10.2021 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 09.11.2021 г.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок расторжения контракта.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить РЕАГЕНТЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РНК КОРОНАВИРУСА SARS-COV-2 МЕТОДОМ ОТ-ПЦР В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Поставка товара осуществляются Поставщиком с момента заключения договора, партиями в срок до 01 декабря 2021 года, по заявке Заказчика в течение 14 (четырнадцати) дней, переданной в письменной форме по факсу, электронной почте или в устной по телефону. Объем каждой партии товара определяет заказчик в переданной заявке.
3.1. Товар, поставляемый Поставщиком Заказчику, должен соответствовать качеству, техническим и функциональным характеристикам, указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
3.4. Для проверки поставленного товара (партии товара) в части его соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного товара может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
3.6. Приемка товара в части соответствия их количества, комплектности, качества требованиям, установленным Контрактом, осуществляется Заказчиком в течение 1 рабочий день со дня поставки товара
3.7. Приемка товара (партии товара) (далее - приемка товара) осуществляется в два этапа.
3.8. На первом этапе осуществляется приемка товара по количеству и ассортименту на соответствие требованиям Контракта, в том числе проверяется соответствие количества и ассортимента поставленного товара, сведениям, указанным в сопроводительных документах.
3.10. Приемка товара по количеству и ассортименту проводится в день поставки товара.
3.11. Товар не подлежит приемке в случае отсутствия или ненадлежащего оформления сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество товара, в поврежденной упаковке или не соответствующий указанным в сопроводительных документах и Контракте наименованиям и количеству, а также если товар подлежит изъятию из гражданского оборота.
3.12. Срок устранения Поставщиком несоответствий, выявленных при приемке товара, не должен превышать 2 дней с момента получения мотивированного отказа.
3.13. По результатам приемки товара по количеству и ассортименту Заказчик подписывает Товарную накладную (Товарно-транспортную накладную).
3.14. На втором этапе осуществляется проверка качества товара.
3.15. Представитель Поставщика, уполномоченный на участие в приемке товара, должен иметь оригинал или надлежаще заверенную копию доверенности.
3.16. После завершения приемки товара оформляется документ о приемке, который подписывается Заказчиком в течение 2 рабочих дня со дня окончания приемки товара (партии товара) либо Поставщику в те же сроки Заказчиком направляется мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с приложением N1 к контракту "Техническое задание" поставке подлежит набор реагентов для выявления РНК коронавируса sars-cov-2 методом от-пцр в режиме реального времени "КовидЭк Директ". При этом в п.4 технического задания определен состав набора, а именно:
-лиофилизированный положительный контрольный образец,
- отрицательный контрольный образец,
- внутренний контрольный образец.
22.09.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка на поставку партии товара, предусмотренного контрактом (исх.N619).
30.09.2021 г. Поставщик осуществил поставку наборов реагентов для выявления РНК коронавируса sars-cov-2 методом от-пцр в режиме реального времени "КовидЭк Директ" в количестве, указанном в заявке. При этом в состав набора входил готовый жидкий положительный образец вместо лиофилизированного положительного контрольного образца, указанного в техническом задании. В связи с этим, Заказчик пришел к выводу, что Поставщиком в составе заявки на участие в электронном аукционе были предоставлены недостоверные сведения о товаре.
Актом рекламации от 30.09.2021 г., подписанного представителями Заказчика и Поставщика, Заказчик отказал в приемке поставленного товара по причине несоответствия товара требованиям технического задания.
30.09.2021 г. индивидуальный предприниматель предложил Заказчику заключить дополнительное соглашение на поставку товара с улучшенными характеристиками, а именно готовым жидким положительным образцом в составе набора (исх.N148).
Письмом от 04.10.2021 г. (исх.N614) Заказчик отказался от замены товара, настаивал на поставке товара с характеристиками, указанными в техническом задании контракта. При этом Заказчик указал, что лиофилизированный положительный контрольный образец не нуждается в строгом температурном режиме транспортирования и хранения, в то время как наборы реагентов с готовым жидким положительным образцом необходимо хранить при температуре от -24 до -160С. Учреждение не располагает необходимым морозильным оборудованием, в связи с чем предлагаемые ИН Букиным М.С. наборы не могут быть приняты в рамках настоящего контракта.
Поскольку несоответствия поставленного товара требованиям технического задания не были устранены Поставщиком в регламентированный контрактом срок, 07.10.2021 г. Заказчиком в адрес ИП Букина М.С. направлена претензия (исх.N654) с требованием оплатить штраф.
21.10.2021 г. Поставщик направил в адрес Заказчика встречную претензию о том, что Заказчиком не был соблюден порядок приемки товара. Так, Заказчиком не осуществлена приемка товара по количеству и ассортименту, как это предусмотрено п. 3.8 контракта.
Как следует из переписки сторон, предоставленной в материалы обращения, заявка ИП Букина М.С. содержала предложение о поставке наборов реагентов для выявления РНК коронавируса sars-cov-2 методом от-пцр в режиме реального времени "КовидЭк Директ" производства ЗАО "ЭКОлаб". При этом в заявке было указано, что в состав набора входит лиофилизированный положительный контрольный образец.
Кроме того в составе второй части заявки предоставлено регистрационное удостоверение NРЗН 2021/14914 от 28.07.2021 г., в котором указано, что состав набора:
Лиофилизированный положительный контрольный образец, отрицательный контрольный образец, внутренний контрольный образец.
При этом в соответствии с регистрационным удостоверением NРЗН 2021/14914 от 28.07.2021 г., опубликованным в реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, в составе набора указано наличие положительного контрольного образца без указания на форму.
В адрес ЗАО "ЭКОлаб" Заказчиком был направлен запрос с целью подтвердить наличие лиофилизированного контрольного положительного образца в составе набора. Письмом от 12.08.2021 г. производитель набора подтвердил наличие образца в необходимой Заказчику форме в составе набора, предлагаемого к поставке ИП Букиным М.С.
Таким образом, на дату принятия решения о соответствии заявки ИП Букина М.С., на дату подписания настоящего контракта у Аукционной комиссии, Заказчика отсутствовали неоспоримые доказательства того, что индивидуальным предпринимателем в составе заявки предоставлены недостоверные сведения о товаре.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Поставщика вступило в силу одновременно с аналогичным решением Заказчика, приходит к выводу, что сведения об ИП Букине М.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Букине М.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 ноября 2021 г. N РНП-59-474
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021