рассмотрев обращение НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Медмаркет" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание автотранспортных услуг (изв. N 2056700000121000014),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 2056700000121000014 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание автотранспортных услуг. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 900 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
23.03.2021 г. между Заказчиком и ООО "Медмаркет" (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание автотранспортных услуг на сумму 4 900 000,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 24.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1.Заказчик поручает, принимает и оплачивает, а Исполнитель берет на себя обязательства на оказание автотранспортных услуг. Наименование транспортных средств, количество, требования к качеству, техническим характеристикам оказываемых услуг, требования к транспортному средству, используемому при оказании услуг, условия оказания услуг, указываются в Техническом задании (Спецификации) (Приложение N 1), являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.
1.2. Период оказания услуг: с момента заключения договора до 01.12.2021 г.
3.1. Обязанности Исполнителя:
3.1.1. Обеспечить прибытие к Заказчику транспортного средства с водителем,
в соответствии с Техническим заданием (Спецификацией) (Приложение N 1).
3.1.2. Обеспечивать безопасную эксплуатацию транспортных средств.
3.1.3. Водители подчиняются распоряжениям ответственных лиц Заказчика, по вопросам касающихся эксплуатации транспортных средств, в целях исполнения условий настоящего Договора.
3.1.4. Водитель транспортного средства перед каждой поездкой предъявляет Заказчику путевой лист с отметками о техническом состоянии транспортного средства и проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя.
3.1.5. Исполнитель обязан заменять транспортное средство на аналогичное в течение 30 (тридцати) минут, в случае ДТП, технической неисправности, поломки транспортного средства.
3.1.6. Обеспечить наличие работающей диспетчерской службы с 07:00 час. до 24:00 час, включая выходные и праздничные дни.
3.2. Обязанности Заказчика:
3.2.1. Принять услуги и оплатить их.
3.2.2. Использовать транспортное средство в соответствии с условиями Договора.
3.2.3. Обеспечивать правильность и полноту записей в путевой документации транспортного средства Исполнителя (путевом листе) о фактическом времени оказания услуг. Ответственные лица Заказчика отмечают в путевом листе время прибытия и окончания работы у Заказчика, время отсутствия транспортного средства (время нахождения на ремонте, в ДТП). Записи подтверждаются подписью ответственного лица.
3.3. Права Исполнителя:
3.3.1. Требовать оплаты оказанных и принятых Заказчиком услуг.
3.4. Права Заказчика:
3.4.1. Получить услуги надлежащего качества и в необходимом объеме.
4.1. Каждую поездку, до начала оказания услуг и по окончании оказания услуг, водитель предъявляет уполномоченному работнику Заказчика путевой лист, с отметками о прохождении водителем пред рейсового медицинского осмотра и о технической исправности предоставляемого транспортного средства.
4.2. В начале каждой поездки уполномоченный работник Заказчика осматривает предоставленное транспортное средство на соответствие его условиям Договора и проставляет отметку о фактическом времени начала оказания услуг, а по окончании поездки - отметку о фактическом времени окончания оказания услуг. Отметки работника Заказчика скрепляются его подписью.
4.3. Транспортное средство, не соответствующее условиям Договора, Заказчиком не принимается.
В этом случае Заказчик по телефону N 8-961-758-38-75 незамедлительно ставит в известность Исполнителя о том, что транспортное средство не принято.
Исполнитель обязан в течение 10 (десяти) минут предоставить надлежащее транспортное средство.
4.4. Отсутствие транспортного средства от 5 минут до пятнадцати минут, а равно предоставление транспортного средства, не соответствующего условиям Договора, считается просрочкой предоставления транспортного средства. В случае просрочки предоставления транспортного средства более пятнадцати минут - транспортное средство считается не предоставленным. Просрочка предоставления и не предоставление транспортного средства, влечет за собой наложение пени, штрафа в соответствии с п.5.5, п. 5.6 настоящего Договора.
4.5. Факт не предоставления транспортного средства или иного нарушения/неисполнения условий Договора, неоказание или ненадлежащее оказание Исполнителем транспортных услуг оформляется актом Заказчика, копия которого в трехдневный срок направляется Исполнителю.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора в следующих случаях:
- в случае совершения Исполнителем два и более раза за отчетный период нарушений, предусмотренных пунктом 4.3 и/ или пунктом 4.4 настоящего Договора;
- оказание услуг ненадлежащего качества (с нарушением установленных норм и правил, а также условий настоящего Договора);
- в других случаях, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что Техническим заданием, являющимся приложением к Контракту, установлены требования к транспортным средствам - легковой автомобиль Тойота Камри, год выпуска - 2016. Так, Заказчиком были неоднократно зафиксированы нарушения условий Контракта, в части предоставления транспортного средства, не соответствующего Техническому заданию, а именно:
- 15.09.2021 г. Исполнителем предоставлено транспортное средство Шевроле Каптива. Данный факт нарушения п 4.5 Контракта был зафиксирован актом от 15.09.2021 г.
28.09.2021 г. и 29.09.2021 г. предоставлено транспортное средство Тайота Камри (рег. номер Х750МА). Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства год выпуска Тайота Камри (рер. номер Х750МА) - 2015. Данные факты нарушений условий Контракта зафиксированы в актах от 28.09.2021 г., 29.09.2021 г.
01.10.2021 г. предоставлено транспортное средство Тайота Камри (рег. номер В138СУ). Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства год выпуска Тайота Камри (рег. номер В138СУ) - 2011. Данные факты нарушений условий Контракта зафиксированы в актах от 28.09.2021 г., 29.09.2021 г.
Также Заказчик указал, что при анализе путевых листов было установлено, что автомобиль Тайота Камри (рег. номер Х750МА) в июле 2021 г. предоставлялся 11 раз, в августе 2021 г. - 9 раз.
На основании указанного выше, 05.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение направлено в адрес Исполнителя посредством почтовой связи и электронной почтой.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В свою очередь, Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС лишь 02.11.2021 г. в нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о закупках.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушен порядок уведомления, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона о закупках.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Согласно документам и пояснениям сторон 06.10.2021 г. Исполнителем получено решение об одностороннем отказе (получено электронной почтой). 11.10.2021 г. Исполнителем в адрес Заказчика направлен мотивированный ответ на односторонний отказ от исполнения контракта. В тот же день данный отказ получен Заказчиком, о чем свидетельствует печать и подпись представителя Заказчика. Таким образом, датой надлежащего уведомления будет являться 11.10.2021 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании указанного выше, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу - 22.10.2021 г.
Согласно ч. 4 ст.104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В свою очередь, Комиссией установлено, что информация об одностороннем отказе от исполнения контракта предоставлена в адрес Пермского УФАС России лишь 09.11.2021 г., в нарушение ч. 4 ст. 104 Закона о закупках.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушен порядок уведомления, предусмотренный ч. 4 ст. 104 Закона о закупках.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
В письменных пояснениях Исполнитель указал, что услуги по контракту Исполнителем оказывались и оплачивались Заказчиком. Об оказании услуг свидетельствуют путевые листы за период с апреля по октябрь 2021 г., объем оказанных услуг составляет 1 717 588,94 руб. Вместе с тем со стороны Заказчика имеется задолженность по оплате оказанных и принятых услуг в размере 684 584,00 руб. Представитель Исполнителя также указал, что в период с сентября по октябрь услуги Исполнителем оказаны в полном объеме без замечаний со стороны Заказчика и мотивированных отказов от подписания актов приемки оказанных услуг.
Относительно несоответствия транспортных средств условиям контракта представитель Исполнителя пояснил, что данные транспортные средства были допущены к оказанию услуг и приняты Заказчиком согласно записям в путевых листах. Также представитель Исполнителя отметил, что после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе и его получении, услуги Исполнителем продолжали оказываться, о чем свидетельствуют путевые листы.
Антимонопольный орган отмечает, что оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия отмечает, что из имеющихся документов следует, что услуги по оказанию автотранспортных услуг Исполнителем оказывались, о чем свидетельствуют акты сдачи-приемки выполненных работ, и были оплачены Заказчиком. Также Комиссией принят во внимание тот факт, что после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, услуги Исполнителем продолжали оказываться.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Медмаркет" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Медмаркет" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 12 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 ноября 2021 г. N РНП-59-473
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021