Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на действия Управления развития инфраструктуры администрации Ильинского городского округа (далее - Заказчик), Администрации Ильинского городского округа (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту "Зрительного зала" Ильинского районного дома культуры" по адресу: Пермский край, Ильинский район, пос. Ильинский, ул. Ленина, д. 60; выполнение работ по капитальному ремонту "разработка системы вентиляции "Ильинского районного дома культуры" и системы отопления "зрительного зала" Ильинского районного дома культуры" по адресу: Пермский край, Ильинский район, пос. Ильинский, ул. Ленина, д. 60 (изв. N 0156600018621000243),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600018621000243 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на на выполнение работ по капитальному ремонту "Зрительного зала" Ильинского районного дома культуры" по адресу: Пермский край, Ильинский район, пос. Ильинский, ул. Ленина, д. 60; выполнение работ по капитальному ремонту "разработка системы вентиляции "Ильинского районного дома культуры" и системы отопления "зрительного зала" Ильинского районного дома культуры" по адресу: Пермский край, Ильинский район, пос. Ильинский, ул. Ленина, д. 60.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 20 015 468,40 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 11.11.2021 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены не регламентированные Законом и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" показатели по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила).
В п. 1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению (далее - Приложение).
В соответствии с п. 27 (2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно п. 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся, в том числе, контракты, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Таким образом, в соответствии с Правилами при осуществлении закупки по капитальному ремонту объекта капитального строительства показатели по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов" определены исчерпывающим образом.
Согласно п. 5 раздела 8 информационной карты конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" настоящей конкурсной документации.
Критерием, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия - 40%), содержащий показатели: "Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", "Наличие у участника финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании", "Специалисты и иные работники определенного уровня квалификации".
Так, по показателю "Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" оценивается следующее:
Общая стоимость исполненных контрактов/договоров, сведения о которых содержатся в Реестре контрактов (44-ФЗ) или Реестре договоров (223-ФЗ), без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней), с подтверждающими документами:
- копии контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- дополнительные соглашения к контрактам/договорам при наличии; - копии актов выполненных работ.
А также необходимо предоставить документ (в произвольной форме) с реестровыми номерами контрактов/ИКЗ закупки.
По показателю "Наличие у участника финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании" оценивается следующее:
Наличие у участника действующей электролаборатории (договора аренды на действующую электролабораторию) с правом выполнения испытаний и измерений электрооборудования с электроустановок напряжением: до 1000В (шифры перечня разрешенных видов испытаний - 1,2,6,7), согласно Правил стандарта МЭК 364-6-61.
Наличие электролаборатории у участника подтверждается следующими документами: копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 или договора аренды на действующую электролабораторию.
По показателю "Специалисты и иные работники определенного уровня квалификации" оценивается следующее:
с образованием не ниже среднего с действующим удостоверением по электробезопасности:
- ИТР с допуском к работам в электроустановках (не ниже IV гр. по электробезопасности) - не менее 2-х чел.;
- работников с допуском к работам в электроустановках (не ниже III гр. по электробезопасности) - не менее 6 чел.
Специалисты и иные работники определенного уровня квалификации, с образованием не ниже среднего с действующим удостоверением, дающим право выполнять сварочные работы с помощью газосварочного оборудования:
Электрогазосварщиков - не менее 2-х чел., при наличии свидетельства о присвоении разряда.
Копии документов подтверждающих образование и квалификацию:
- диплом о среднем/высшем образовании;
- удостоверение о повышении квалификации, или диплом о профессиональной переподготовке, или свидетельство о профессии рабочего.
Таким образом, установленные показатели не соответствуют Правилам оценки заявок.
Следовательно, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия отмечает, что исходя из письменных пояснений Заказчика, он не оспаривает данное нарушение.
2. Заявитель полагает, что требование о представлении исполненных контрактов (договоров) без предъявления штрафных санкций по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" не соответствует положениям Правил.
Как было указано выше, по показателю "Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" оценивается: общая стоимость исполненных контрактов/договоров, сведения о которых содержатся в Реестре контрактов (44-ФЗ) или Реестре договоров (223-ФЗ), без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней).
Подтверждающими документами являются:
- копии контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- дополнительные соглашения к контрактам/договорам при наличии; - копии актов выполненных работ.
А также необходимо предоставить документ (в произвольной форме) с реестровыми номерами контрактов/ИКЗ закупки.
Комиссия отмечает, что требование о представлении исполненных контрактов без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту противоречит положениям Правил, Закона о закупках. Указанное требование ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса, но ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса".
Данная позиция Комиссии подтверждается решение ФАС России от 03.12.2020 г. по делу N 20/44/99/279.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Также Заказчик в письменных пояснениях фактически с доводом жалобы согласился.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту "Зрительного зала" Ильинского районного дома культуры" по адресу: Пермский край, Ильинский район, пос. Ильинский, ул. Ленина, д. 60; выполнение работ по капитальному ремонту "разработка системы вентиляции "Ильинского районного дома культуры" и системы отопления "зрительного зала" Ильинского районного дома культуры" по адресу: Пермский край, Ильинский район, пос. Ильинский, ул. Ленина, д. 60 (изв. N 0156600018621000243) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 ноября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2021