Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГКУ ПК "Управления капитального строительства пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ресурс+" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района" (изв. N 0156200009920001152),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009920001152 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района". Начальная (максимальная) цена контракта - 64 412 366,28 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.02.2021 г. между Заказчиком и ИП Никитиной Л.В. заключен контракт N 3/СМР-2021 на сумму 63 912 360, 00 руб.
В связи с тем, что работы не выполнены Подрядчиком в регламентированный контрактом срок, 30.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 8.2 контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены. 30.09.2021 г. решение опубликовано на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС), отправлено в адрес Поставщика Почтой России заказным письмом с уведомлением, электронной почтой. 25.10.2021 г. в адрес Заказчика поступило уведомление о том, что решение получено Подрядчиком. 25.10.2021 г. - дата надлежащего уведомления ООО "Ресурс+". Решение Заказчика вступило в силу 05.11.2021 г.
Вместе с тем, 06.09.2021 г. Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх.N200 от 06.09.2021 г.).
В соответствии с ч.19 ст.95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч.20 ст.95 Закона о закупках установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Согласно ч.21 ст.95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В материалы обращения предоставлен ответ Заказчика на письмо ООО "Ресурс+" исх.N200 от 06.09.2021 г. от 04.10.2021 г. Таким образом, 04.10.2021 г. Заказчик был уведомлен о решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятом Подрядчиком. Решение Подрядчика вступило в силу 15.10.2021 г.
Таким образом, на момент вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, контракт уже был расторгнут Подрядчиком.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В ч.1 ст.708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района" (далее - работа, объект) в соответствии с Техническим заданием, являющимся Приложением N 1 к Контракту, в сроки, установленные графиком выполнения строительно-монтажных работ , который является Приложением N 3 к Контракту и его неотъемлемой частью, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем, содержание работ определяются Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а также иной технической документацией, предусмотренной Контрактом.
1.3. Результатом выполненной работы по Контракту построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (выдано разрешение на ввод в эксплуатацию).
1.4. Срок выполнения работ: предусмотрен пунктом 6 технического задания. Промежуточные сроки выполнения работ определены в Графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к контракту).
1.8. Подрядчик ознакомлен и согласен с утвержденными Приложениями к Контракту и не имеет замечаний, увеличивающих цену Контракта, объем работ и (или) сроки выполнения работ по Контракту.
2.6. Аванс в размере 0.5 % от цены Контракта выплачивается Подрядчику в течение 30 (тридцати) дней с даты Заключения Контракта.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Обеспечить поставку необходимых для выполнения работ материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение;
4.4.2. Обеспечить наличие на строительной площадке проектной документации, рабочей документации, а также иной технической и разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в том числе общего и специальных журналов работ, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям Заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор;
4.4.4. Соблюдать график выполнения строительно-монтажных работ, своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в
следующих случаях:
8.4.1. Неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.4.2. Просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.4.3. Подрядчик в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания акта приемапередачи строительной не приступил к выполнению работ или выполняет работы по Контракту настолько медленно (с отставанием от сроков, в том числе промежуточных, предусмотренных техническим заданием и Приложением N 3 к Контракту, на 5 и более дней), что окончание выполнения работ к согласованному сторонами сроку становится явно невозможным;
8.4.4. Нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных графиком исполнения Контракта и/или сроков сдачи результата Работ по Контракту на 14 (четырнадцать)и более календарных дней;
8.4.5. Аннулирование/приостановление у Подрядчика права на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность Объектов капитального строительства, влекущее невозможность дальнейшего выполнения им работ по Контракту. Право на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность Объектов капитального строительства, предоставляется Подрядчику только при условии если Подрядчик является действующим членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитальном ремонте Объектов капитального строительства, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является Подрядчик;
8.5. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. Нарушение Заказчиком срока оплаты работ по Контракту более чем на 21 (двадцать один) рабочий день;
8.5.2. Иные обстоятельства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
В приложении N3 к контракту утвержден график выполнения строительно-монтажных работ по объекту. В соответствии с данным графиком, дата начала работ - 22.02.2021 г., дата окончания работ - 23.11.2021 г.
25.03.2021 г. во исполнение требований п.2.6 контракта Заказчик выплатил Подрядчику аванс (платежные поручения NN241653, 241654).
24.08.2021 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено уведомление об увеличении стоимости материалов, используемых при выполнении работ (исхN185 от 24.08.2021 г.).
Письмом от 27.08.2021 г. (исхNСЭД-09-02-3132) Заказчик отказался увеличить цену контракта.
При этом 02.09.2021 г. Заказчиком составлен акт осмотра объекта, в котором было зафиксировано отставание Подрядчика от графика выполнения строительно-монтажных работ, а также отсутствие представителей Подрядчика на строительной площадке. Поскольку представители Подрядчика отсутствовали на объекте (были уведомлены о выезде специалистов Заказчика на объект 01.09.2021 г.), акт подписан только представителями Заказчика.
03.09.2021 г. Заказчиком в адрес подрядчика направлено требование об устранении выявленных замечаний до 15.09.2021 г. (NСЭД-09-02-3222).
15.09.2021 г. Заказчиком произведен повторный выезд на объект. Согласно акту осмотра от 15.09.2021 г. замечания Подрядчиком не устранены, работы на объекте не ведутся, охрана объекта не осуществляется В связи с изложенным, 30.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком вступило в силу ранее аналогичного решения Заказчика, приходит к выводу, что сведения об ООО "Ресурс+" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Ресурс+" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 ноября 2021 г. N РНП-59-485
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021