Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед",
У С Т А Н О В И Л А:
15.11.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная) (извещение N 0340200003321012202).
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании аукционной документации, а также требования ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" поскольку при описании объекта закупки Заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности установленных характеристик, их значений и показателей необходимым товаром к поставке является только товар производителя Philips, а именно следующие характеристики: количество приемо-передающих каналов не менее 4 700 00; динамический диапазон, дБ не менее 320; диапазон частоты повторения импульсов излучения (PRF) при допплеровском сканировании в режиме CFM (п.6.3.5 ГОСТ Р 56327 - 2014), кГц не менее 0,150 - 21,6; увеличение изображения в режиме реального времени (акустический зум) (п.6.3.6 ГОСТ Р 56327 - 2014) не менее 16; увеличение изображения в режиме стоп-кадра (PAN-зум) (п.6.3.7 ГОСТ Р 56327 - 2014) не менее 16; масса не более 107; потребляемая мощность (п.6.5.5.2 ГОСТ Р 56327 - 2014), кВА не более 0,6.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. При формировании описания объекта закупки, Заказчик должен исходить не из количества возможных участников, а из возможности предложить продукцию нескольких производителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Уполномоченному учреждению и Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 18.11.2021 года.
Заказчик направил письменные пояснения, в которых указывает, что включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупок лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Потребность Заказчика определена объективными причинами, а именно:
1) Показатель характеристики "Количество приемо-передающих каналов" определяет качество формирования ультразвукового луча на передачу и прием, разрешение и качество изображения. При этом уменьшение количества каналов снижает разрешение и приводит к ухудшению качества изображения.
2) Показатель характеристики "Динамический диапазон системы" определяет соотношение максимального и минимального эхосигнала, различаемых системой, то есть чем больше показатель динамического диапазона, тем лучше разрешение эхосигналов по их интенсивности.
3) Показатель характеристики "Диапазон частоты повторения импульсов излучения (PRF) при допплеровском сканировании в режиме CFM" показывает возможность визуализации системой кровотока как с малой скоростью, так и с большой на различных глубинах расположения сосудов.
4) Показатели характеристик, указанные в пунктах 9.12, 9.13 Технического задания обусловлены необходимостью получать крупные изображения малых по размеру образований.
Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Указывает, что требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Уполномоченным учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении материалов в отсутствие представителя.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
25.10.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321012202 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная). Начальная (максимальная) цена контракта - 7 897 500,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 15.11.2021 г.
Согласно Технической части (Аукционного задания) к поставке требуется система эндоскопической визуализации, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование товара, единица измерения, количество, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки <*> |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения), значения которых подлежат конкретизации участником закупки |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара, которые подлежат конкретизации участником закупки <**> |
Требования заказчика к указанию значения характеристики товара участником закупки <***> |
Система ультразвуковой визуализации универсальная 1 шт.
Код КТРУ: 26.60.12.132-00000026 |
|
|||
9. Параметры формирования изображения (п.6.3 ГОСТ Р 56327 - 2014) |
|
|
|
|
|
9.2. Количество приемо-передающих каналов |
не менее 4 700 00 |
Конкретное значение |
|
|
9.3. Динамический диапазон, дБ |
не менее 320 |
Конкретное значение |
|
|
9.9. Диапазон частоты повторения импульсов излучения (PRF) при допплеровском сканировании в режиме CFM (п.6.3.5 ГОСТ Р 56327 - 2014), кГц |
не менее 0,150 - 21,6 |
Диапазонное значение |
|
|
9.12. Увеличение изображения в режиме реального времени (акустический зум) (п.6.3.6 ГОСТ Р 56327 - 2014) |
не менее 16 |
Конкретное значение |
|
|
9.13. Увеличение изображения в режиме стоп-кадра (PAN-зум) (п.6.3.7 ГОСТ Р 56327 - 2014) |
не менее 16 |
Конкретное значение |
|
11. Конструктивные характеристики и параметры (п.6.5 ГОСТ Р 56327 - 2014) |
|
|
|
|
11.4. Масса-габаритные характеристики (п.6.5.4 ГОСТ Р 56327 - 2014) | ||||
11.4.2. Масса (п.6.5.4.2 ГОСТ Р 56327 - 2014), кг |
не более 107 |
Конкретное значение |
||
12. Электропитание (п.6.5.5 ГОСТ Р 56327 - 2014) |
|
|
|
|
|
12.3. Потребляемая мощность (п.6.5.5.2 ГОСТ Р 56327 - 2014), кВА |
не более 0,6 |
Конкретное значение |
Характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика:
Пункт 9.2, 9.3: Для формирования УЗ изображения с необходимым контрастным разрешением.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 26.60.12.132-00000026 "Система ультразвуковой визуализации универсальная" в описании объекта отсутствуют обязательные для применения позиции.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
В письменных пояснениях Заказчик указал на необходимость данных характеристик, в связи с потребностью Заказчика, которые позволяют при проведении манипуляций на медицинском оборудовании установить наличие и (или) отсутствие, изменение течения заболевания. Данные показатели объективно обусловлены спецификой деятельности Заказчика и полностью отвечают его потребностям.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
При этом Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
В Аукционном задании отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар.
Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Соответственно, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика, следовательно, составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Вместе с тем, Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы.
Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, документы, подтверждающие доводы жалобы, не представил, в связи с чем довод Заявителя является необоснованным.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная) (извещение N 0340200003321012202).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 18 ноября 2021 г. N 043/06/33-977/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021