Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии:
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед",
У С Т А Н О В И Л А:
15.11.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для рентгенхирургических методов лечения (извещение N 0340200003321012191).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 18.11.2021 года.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а также требования ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при формировании аукционной документации, поскольку при описании объекта закупки позиций 1- 46 Заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем - АО "Р-Васкуляр", в качестве подтверждения прикладывает сравнительную таблицу производителей и характеристики расходных материалов. Считает, что Заказчик намеренно ограничивает возможность участникам предложить продукцию иных производителей, что противоречит основным принципам и целям контрактной системы.
Кроме того, по позициям 1 - 6, 7-12 и 25-30 Заказчик установил недостоверные сведения о длине стента как: > 8 и 9 мм, > 11 и 12 мм и > 23 и 24 мм соответственно.
При этом, в совокупности всех других характеристик под описание Заказчика подходит только Стент коронарный "Калипсо" с биорезорбируемым лекарственным покрытием на системе доставки, исполнение: Стент коронарный из сплава кобальт-хром L605, однако, согласно каталогу производителя, он имеет длину 8 мм, 11 или 13 мм и 23 мм, соответственно, в качестве подтверждения данного довода ссылается на каталог продукции для интервенционной кардиологии.
Таким образом, данные ошибки не позволяют участникам закупки правильно оформить заявку, учитывая, что по результатам закупки контракт заключается на условиях документации и заявки победителя.
Также Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение положений аукционной документации, в своем ответе Заказчик не дал четких разъяснений, а также не исправил допущенные им ошибки.
Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что Закон о контрактной системе представляет полномочия Заказчику по определению параметров товара, которые будут удовлетворять его потребность. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Характеристикам соответствует товар минимум двух производителей ООО "Ангиолайн" и Terumo Corporation по позициям 1-46 Технического задания.
Заказчиком установлены достоверные характеристики по позициям 1-6, 7-12 и 25-30 Технического задания, что подтверждается регистрационными удостоверениями производителей.
Таким образом, установленные Заказчиком требования не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Указывает, что требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Уполномоченным учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении материалов в отсутствие представителя.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
25.10.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321012191 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для рентгенхирургических методов лечения. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 925 000,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 15.11.2021 г.
Относительно довода об установлении характеристик, которые в совокупности указывают на единственного производителя, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности. При этом Заказчиком при рассмотрении жалобы представлены скриншоты из каталогов производителей, в которых указана характеристика длины разреза, соответствующая Техническому заданию Заказчика.
В Аукционном задании отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар.
Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.
Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Требования заказчика, установившего в документации об аукционе характеристики товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение учреждения необходимым оборудованием.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Указанная выше позиция подтверждается судебной практикой (дело N А65-29493/2020).
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Соответственно, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика.
Таким образом, документация электронного аукциона в части описания объекта закупки составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя необоснован.
Относительно довода об установлении недостоверных характеристик "длина стента" по позициям N 1 - 6, 7-12 и 25-30 Технического задания, установлено следующее.
Согласно Технической части (Аукционного задания) требуются расходные материалы для рентгенхирургических методов лечения по позициям 1- 6 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02519; Код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02464; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02423; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02358; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02300; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02385) с характеристикой длины стента > 8 и 9 мм.
По позициям 7-12 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02516; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02461; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02418; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02356; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02302; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02380) с характеристикой длины стента > 11 и 12.
По позициям 25-30 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02494; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02450; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02408; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02335; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02267; код вида МИ 155760 КТРУ: 32.50.13.190-02351) с характеристикой длины стента > 23 и 24.
При рассмотрении материалов жалобы представитель Заказчика пояснил, что в каталоге, представленном Заявителем, указано, что продукция может выпускаться и поставляться с параметрами, отличными от указанных, что свидетельствует об информационном характере данных, содержащихся в каталоге.
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно кодам по КТРУ 32.50.13.190-02519, 32.50.13.190-02464, 32.50.13.190-02423, 32.50.13.190-02358, 32.50.13.190-02300, 32.50.13.190-02385 "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" в качестве обязательной позиции указана длина стента - "> 8 и 9" мм.
Согласно кодам по КТРУ 32.50.13.190-02516, 32.50.13.190-02461, 32.50.13.190-02418, 32.50.13.190-02356, 32.50.13.190-02302, 32.50.13.190-02380 "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" в качестве обязательной позиции указана длина стента - "> 11 и 12" мм.
Согласно кодам по КТРУ 32.50.13.190-02494, 32.50.13.190-02450, 32.50.13.190-02408, 32.50.13.190-02335, 32.50.13.190-0226732.50.13.190-02351 "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" в качестве обязательной позиции указана длина стента - "> 23 и 24" мм.
Таким образом, Заказчик во исполнение п. 4 Правил применил позицию КТРУ и установил необходимые характеристики длины стента "> 8 и 9" мм, "> 11 и 12" мм, "> 23 и 24" мм.
Кроме того, при рассмотрении жалобы Заказчиком представлены регистрационные удостоверения N ФСР 2012/13734 от 10.01.2020 г. и N ФСР 2012/13734 от 09.04.2021 г. производителей ООО "Ангиолайн" и АО "Р-Васкуляр" в приложениях которых указано, что длина стента составляет от 8 мм до 38 мм с шагом 1 мм.
Также Заказчик указал, что из анализа первых частей заявок, поданных на электронный аукцион N 0340200003321012191, участником с идентификационным номером заявки 1 предложены стенты производителя АО "Стентоник", заявка которого признана соответствующей требованиям документации электронного аукциона, а также Закона о контрактной системе.
Согласно приложению к регистрационному удостоверению N РЗН 2014/1782 от 05.09.2021 г. стенты коронарные производителя АО "Стентоник" производятся длиной от 8 до 40 мм с длиной шага в 1 мм.
Также Заказчиком представлено фото о наличии в КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" стентов с длинной 9 и 24 мм.
Кроме того, Заказчиком представлены копии трех коммерческих предложений, явившихся обоснованием НМЦК, которые содержат предложения о поставке необходимых Заказчику товаров трех производителей.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части установления Заказчиком недостоверной информации относительно характеристики длины стента.
Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, документы, подтверждающие доводы жалобы, не представил, в связи с чем доводы Заявителя являются необоснованными.
Относительно довода о неисправлении Заказчиком ошибок, указанных в запросе о разъяснении положений документации, установлено следующее.
Согласно п. 3.1 Информационной карты Аукционной документации дата и время окончания срока подачи заявок - 15.11.2021 г. в 09 ч.00 мин. (по московскому времени).
В силу п. 3.6 Информационной карты Аукционной документации дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации - "12" ноября 2021 года.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
12.11.2021 г. в ЕИС размещено разъяснение на запрос об установлении в Техническом задании совокупности характеристик, указывающих на единственного производителя АО "Р-Васкуляр", в котором Заказчик указывает, что в соответствии с Законом о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Таким образом, Заказчиком в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в единой информационной системе разместил разъяснение положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона.
То обстоятельство, что Заявителя не устроил ответ Заказчика на поступивший запрос о разъяснении положений аукционной документации, не свидетельствует о неисполнении заказчиком своих обязательств относительно дачи таких разъяснений.
Довод Заявителя необоснован.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для рентгенхирургических методов лечения (извещение N 0340200003321012191).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 18 ноября 2021 г. N 043/06/33-976/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021