Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "РИГОР ПРАВО" (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "Центр организации дорожного движения" (далее - Заказчик) при проведении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0803200014721000173 "Выполнение комплекса работ по созданию Рубежей контроля автоматизированной системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения" (далее - Аукцион),
в присутствии представителя Заказчика: Алиева Р.Г. (доверенность N664 от 17.11.2021 г.)
в отсутствии представителей иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
10.11.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.
30.10.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация (в ред. от 02.11.2021 г.) по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 34 707 399,60 рублей.
1. Заявитель указывает на неправомерность установления Заказчиком требования к участнику закупки о наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица и индивидуального предпринимателя) (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в п. 22 информационной карты Аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки в соответствии с Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
а) наличие действующей лицензии ФСТЭК России
(в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации") на осуществление деятельности:
- установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации.
б) наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313), предусматривающую возможность выполнять следующие виды работ:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
- передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Заказчик в своих возражениях указал следующее.
Согласно Техническому заданию (далее - "ТЗ"), предмет технического задания - оказание услуг по техническому обслуживанию Автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения на автодорогах Республики Дагестан (АС ФВФ НПДД), включающей в свой состав Систему обработки данных и защиты информации и оборудование Рубежей контроля.
Согласно п. 2 ТЗ:
Рубеж контроля - оборудование в составе специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (Комплекс ФВФ, КФВФ), а также программно-аппаратных комплексов средств криптографической защиты информации (ПАК СКЗИ).
Согласно п. 2.2.9 ТЗ 2.2.9. поставляемые средства защиты информации должны соответствовать:
Требованиям ФСБ России к устройствам типа межсетевой экран не ниже 4 класса защищенности и может использоваться для защиты информации от несанкционированного доступа в информационных и телекоммуникационных системах органов государственной власти Российской Федерации;
Требованиям ГОСТ 28147-89 "Системы обработки информации. Защита криптографическая";
Требованиям к средствам криптографической защиты информации, предназначенным для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, не ниже класса КС3 и может использоваться для криптографической защиты (шифрование и имитозащита данных, передаваемых в IP-пакетах по сети связи общего пользования) информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;
"Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий" (ФСТЭК России, 2020) не ниже 4 уровня доверия;
"Требования к межсетевым экранам" (ФСТЭК России, 2016) и методическому документа "Профиль защиты межсетевых экранов типа А четвертого класса защиты" ИТ.МЭ.А4.ПЗ (ФСТЭК России, 2016).
Объекты сопровождения:
- оборудование Рубежей контроля АС ФВФ НПДД;
- программно-технические средства Системы обработки данных и защиты информации (СОДиЗИ).
Согласно п. 2.2 ТЗ целями оказания услуг являются:
- реализация основного мероприятия "Обеспечение функционирования АС ФВФ НПДД в области безопасности дорожного движения на территории РД".
- обеспечение надежной и бесперебойной работы оборудования Рубежей контроля (прим. - в которых также присутствуют ПАК СКЗИ);
- обеспечение надежной и бесперебойной работы программно-технических средств СОДиЗИ, указанных в Приложении N2;
- обеспечение работоспособности программных и программно-аппаратных средств защиты информации, в том числе криптографической защиты каналов передачи данных и межсетевого экранирования Рубежей контроля АС ФВФН ПДД.
Разделом 6 ТЗ предусмотрены работы по организации передач данных по защищенным каналам связи, с использованием сертифицированных средств защиты информации, которые содержат рубежи контроля.
Конкретные обстоятельства дела применительно к данному конкурсу заключаются в том, что единственное назначение Рубежа контроля, собственно, которое и необходимо обеспечить заказчику - это фиксация нарушений в области дорожного движения с последующей передачей информации от Рубежа контроля в информационную систему правоохранительных органов (контроль дорожного движения, нарушения ПДД, розыскные мероприятия) по защищенным с использованием криптографическими средствами каналам связи (нужна лицензия ФСБ России) и с защитой от несанкционированного доступа (функциональная часть оборудования Рубежа контроля, с которым можно взаимодействовать только на основании лицензии ФСТЭК России).
Согласно ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
"1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации"
Согласно ГОСТ Р 57144-2016 "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩИЕ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ И ИМЕЮЩИЕ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ", п. 6.5.14:
"Аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно обеспечивать возможность передачи информации по проводным и/или беспроводным защищенным каналам связи, предусмотренным законодательством Российской Федерации*".(* Информация, переданная с технических средств фотовидеофиксации, хранится в хранилищах, принадлежащих подразделениям Госавтоинспекции на региональном уровне).
Если предметно говорить о фактически имеющихся Рубежах контроля, в отношении которых подлежат выполнению работы, то они оборудованы Программно-аппаратными комплексами (ПАК) ViPNet Coordinator HW - модельный ряд шлюзов безопасности, предназначенных для построения виртуальной сети ViPNet и обеспечения безопасной передачи данных между ее защищенными сегментами, а также фильтрации IP-трафика.
Благодаря функциям криптографической защиты, межсетевого экранирования, а также наличию встроенных сетевых сервисов ПАК ViPNet Coordinator HW 4 является средством защиты компьютерных сетей организаций от несанкционированного доступа к ее ресурсам при передаче информации по открытым каналам связи.
Соответственно, для обслуживания и обеспечения функции криптографической защиты (т.е. шифрование информации в целях обеспечения ее сохранности) - требуется лицензия ФСБ России с указанными заказчиком функциями.
Межсетевое экранирование обеспечивает защиту от несанкционированного доступа третьих лиц к информации, которая идет от Рубежа контроля в органы МВД - возможность работы с оборудованием, обеспечивающий данный функционал Рубежа контроля обеспечивает лицензия ФСТЭК России с указанными заказчиком функциями.
_Формуляр на Программно-аппаратный комплекс "Vipnet Coordinator HW4" - т.е. ПАК СКЗИ включает и оборудование криптографической защиты и средства защиты от несанкционированного доступа.
Таким образом, исходя из требований ТЗ и из набора оборудования Рубежей контроля, следует, что работы, предусмотренные двумя лицензиями, являются основными в целях обеспечения потребности заказчика, которая должна быть удовлетворена исполнителем работ по данному конкурсу - бесперебойная передача зашифрованной информации от Рубежей контроля по каналам связи, защищенными от несанкционированного доступа, в государственные органы (МВД РД).
Из приведенных пояснений Заказчика усматривается, что установленные требования к участникам закупки соответствуют объекту закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом Заявителем не обеспечена явка представителя с надлежаще оформленными полномочиями, изложенные доводы Заказчика не опровергнуты, доказательств установления требований к участникам закупки в нарушение норм Закона о контрактной системе не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
2. По мнению Заявителя заключение на заявку/запрос о возможности подключения Комплексов фото-видеофиксации с указанными параметрами к информационной системе ЦАФАП ГИБДД МВД по РД должно выдаваться уполномоченным на то органом или Заказчиком, а не как частным юридическим лицом.
В пункте 3.2.2 проекта контракта Аукционной документации указано следующее, в том числе:
"По Этапу N2 Подрядчик обязан:
1) Согласовать с МВД по РД сопряжение поставляемых СКЗИ с существующей защищенной ведомственной сетью ЦАФАП ГИБДД МВД по РД;
2) Направить заявку/запрос в ООО "Социальные системы" (ИНН 7723510398) на подключение к существующей инфраструктуре информационной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения содержащую следующую информацию:
- о необходимой выделяемой емкости дискового пространства, в случае подключения создаваемых комплексов фотовидеофиксации к существующей (аттестованной МВД по РД) системе хранения данных (СХД) ЦАФАП, с целью проверки наличия запрашиваемой емкости или необходимости ее увеличения (модернизации);
- проект размещения дополнительного оборудования в телекоммуникационных стойках ЦАФАП (в случае необходимости) с целью проверки наличия свободного пространства в существующих телекоммуникационных стойках, а также наличия запаса электрической мощности, необходимой для размещения оборудования;
- информацию с указанием типов создаваемых Комплексов ФВФ с целью проработки возможности интеграции поставляемых Комплексов с информационной системой, используемой в ЦАФАП ГИБДД МВД по РД;
3) Получить от ООО "Социальные системы" заключение на заявку/запрос о возможности подключения Комплексов фото-видеофиксации с указанными параметрами к информационной системе ЦАФАП ГИБДД МВД по РД.".
На рассмотрении жалобы представитель Заказчик пояснил, что при установлении условий указанных в п. 3.2.2 проекта контракта Аукционной документации Заказчик исходил, из того, что ООО "Социальные системы", в рамках реализации заключенного с Республикой Дагестан Концессионного соглашения N1-КС от 11.04.2017 осуществило строительство и обеспечивает функционирование (содержание) действующей системы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения Республики Дагестан, а именно - Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений Республики Дагестан, расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Эрлиха, д. 17 (ЦАФАП ГИБДД МВД по РД). Указанный ЦАФАП ГИБДД МВД по РД является единственным органом МВД России в Республике Дагестан, уполномоченным принимать данные с комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения. Поэтому любые установленные в Республике Дагестан комплексы фотовидеофиксации по факту готовности к эксплуатации подлежат подключению к информационной системе ЦАФАП ГИБДД МВД по РД. Аналогичные пояснения имеются в том, числе и в проекте контракта Аукционной документации.
При этом, жалоба Заявителя не содержит обоснования неправомерности установления заказчиком данных условий исполнения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, довод жалобы не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
Т.Р. Багамаев
Исп. Багамаев Т.Р.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 17 ноября 2021 г. N 005/06/106-2710/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021