Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - врио заместителя руководителя управления,
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заявителя - ООО "СК ПрофЛидер" - Вострякова Артема Владимировича, Фаттахова Владимира Геннадьевича, Галандиной Дианы Сергеевны,
от заказчика - МБОУ "Ремзаводская СОШ" - Клементьевой Натальи Александровны,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Шумакова Юрия Михайловича,
в присутствиит Максимова Андрея Владимировича,
рассмотрев жалобу ООО "СК ПрофЛидер" на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке N 0817200000321014403 "Выполнить работу по Капитальному ремонту здания школы МБОУ "Ремзаводская СОШ", расположенного по адресу: Алтайский край, Павловский р-н, с. Павловск, ул. Заводская, д. 10", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "СК ПрофЛидер" на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке N 0817200000321014403 "Выполнить работу по Капитальному ремонту здания школы МБОУ "Ремзаводская СОШ", расположенного по адресу: Алтайский край, Павловский р-н, с. Павловск, ул. Заводская, д. 10".
В обоснование жалобы заявитель указал, что аукционная комиссия необоснованно признала победителем электронного аукциона индивидуального предпринимателя Аполонского Андрея Ивановича, поскольку в Единой информационной системе отсутствуют сведения об исполнении им контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными категориями юридических лиц" и соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ N 99. Кроме того, индивидуальный предприниматель Аполонский Андрей Иванович является членом саморегулируемой организация в области строительства только с 25.10.2021 г. и имеет первый уровень ответственности (размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров - не превышает шестьдесят миллионов рублей) по обязательствам, обеспеченным компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств, следовательно, не имел право осуществлять строительство объекта, цена которого (по предложению рассматриваемого участника аукциона по итогам электронного аукциона) составила более 60 млн. рублей, а именно: 103 350 000,00 рублей.
Заявитель на доводах жалобы настаивает.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения против доводов жалобы возражают, представили письменные пояснения. Указали, что победителем в составе заявки был представлен контракт на строительство объекта капитального строительства, соответствующий требованиям Постановления Правительства РФ N 99. Пояснили, что законодательство о закупках предусматривает только требование о членстве участника аукциона в саморегулируемой организация в области строительства, но не устанавливает требования к уровню ответственности.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
19 октября 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321014403 "Выполнить работу по Капитальному ремонту здания школы МБОУ "Ремзаводская СОШ", расположенного по адресу: Алтайский край, Павловский р-н, с. Павловск, ул. Заводская, д. 10". Начальная (максимальная) цена контракта - 107 117 745,62 руб. 62 коп.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 в документации о закупке установлено требование к участникам: "Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 55.1 Градостроительного кодекса РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не установлено настоящей статьей.
Часть 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ определено, что саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
В части 3 вышеназванной статьи указано, что не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.
Вместе с тем, законодательство о закупках не содержит требования к уровню ответственности участника закупки, являющегося членом саморегулируемой организации.
В документации о закупке установлено требование: "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Документ, подтверждающий соответствие участника требованиям: выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ".
Во второй части заявки N 110757295 (заявка индивидуального предпринимателя Аполонского Андрея Ивановича) во исполнение требований документации о закупке были представлены:
- Выписка из реестра членов саморегулируемой организации Ассоциация "Союз строителей Западной Сибири" от 25.10.2021 г. N 117;
- Договор подряда N 18 от 15.04.2021 г., заключенный между индивидуальным предпринимателем Аполонским Андреем Ивановичем и Жильниковой Еленой Анатольевной на выполнение работ по объекту "Строительство хозяйственного блока по адресу г. Барнаул, ул Сельскохозяйственная д.4е. 1-й этап". Стоимость работ - 28 440 984 руб.;
- Смета и акт о приемке выполненных работ от 30.09.2021 г. N1 на общую сумму 28 440 984 руб.;
Кроме того, в заявке было указано, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 вышеназванной статьи принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29 октября 2021 года заявка N 110757295 (заявка индивидуального предпринимателя Аполонского Андрея Ивановича) была признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. Участником было подано наименьшее ценовое предложение - 103 350 000 руб.
Комиссия приходит к выводу, что у аукционной комиссии отсутствовали основания для признания заявки N 110757295 (заявка индивидуального предпринимателя Аполонского Андрея Ивановича) не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, доводы жалобы ООО "СК ПрофЛидер" признаны необоснованными.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК ПрофЛидер" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 ноября 2021 г. N 022/06/69-1000/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021