Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кобякова В.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Рубцовск" - от заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" - Шашкова Александра Юрьевича, Болашова Виталия Владимировича;
от ООО "КРЕДМАШ-Сервис" - Почуйкина Максима Евгеньевича, Ерошкина Павлю Юрьевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "КРЕДМАШ-Сервис", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 08172000003210024530001 от 11.05.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321002453 "Выполнение проектных работ на капитальный ремонт автомобильной дороги Фирсово - Бобровка - Рассказиха - Нижняя Петровка - Чаузово, км 20+500 - км 23+500 в с. Бобровка Первомайского района Алтайского края", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27 октября 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "КРЕДМАШ-Сервис", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 08172000003210024530001 от 11.05.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321002453 "Выполнение проектных работ на капитальный ремонт автомобильной дороги Фирсово - Бобровка - Рассказиха - Нижняя Петровка - Чаузово, км 20+500 - км 23+500 в с. Бобровка Первомайского района Алтайского края".
При предварительном рассмотрении, поступившее обращение было дважды возвращено на доработку в рамках требований частей 3, 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078.
После доработки возвращенного обращения, 17 ноября 2021 года заказчик вновь обратился в Алтайское краевое УФАС России с информацией об участнике закупки для включения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков.
23 ноября 2021 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика настаивают на включении сведений об ООО "КРЕДМАШ-Сервис", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков. Указали, согласно условиям контракта подрядчик обязан не только разработать проектную документацию, но и передать ее после согласования с заказчиком в органы государственной экспертизы с непосредственным сопровождением проекта при проверке органами государственной экспертизы, а после - проверить заключения экспертизы на предмет исключения ошибок и неточностей и передать проектную документацию заказчику в полном объеме с учетом корректировки по замечаниям органов государственной экспертизы. Первый этап - Проектные работы, должен был быть завершен по истечению 90 дней с момента подписания контракта, второй этап - Экспертиза проектной документации, должен был быть завершен по истечению 120 дней с момента подписания контракта. С учетом срока и порядка прохождения экспертизы заказчику было очевидно, что работы не будут выполнены в установленный срок, в связи с чем было принято решение об одностороннем отказе от подписания контракта.
Представители подрядчика против удовлетворения заявления возражают. Указали, что выход за пределы сроков, установленных в контракте, обусловлен недостаточностью информации, полученной от заказчика. Вместе с тем, работы по подготовке проектной документации были завершены, документации была направлена заказчику в начале октября 2021 года. Однако заказчик не направил ни замечания, ни сообщения об одобрении.
Заслушав представителей заказчика, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
17 марта 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321002453 "Выполнение проектных работ на капитальный ремонт автомобильной дороги Фирсово - Бобровка - Рассказиха - Нижняя Петровка - Чаузово, км 20+500 - км 23+500 в с. Бобровка Первомайского района Алтайского края". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 648 710 руб.
На участие в закупке было подано 4 заявки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12 апреля 2021 года все заявки допущены к участию.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19 апреля 2021 года все заявки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией открытого конкурса в электронной форме.
Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 20 апреля 2021 года заявке N 109582724 (заявка ООО "КРЕДМАШ-Сервис") был присвоен первый номер.
11 мая 2021 года по итогам закупки N 0817200000321002453 между КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" и ООО "КРЕДМАШ-Сервис" был заключен государственного контракта N 08172000003210024530001, по условиям которого подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию заказчика выполнить работу: Выполнение проектных работ на капитальный ремонт автомобильной дороги Фирсово - Бобровка - Рассказиха - Нижняя Петровка - Чаузово, км 20+500 - км 23+500 в с. Бобровка Первомайского района Алтайского края (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Результатом выполненной работы является проектная документация (при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации). Состав и объем работ определяется Приложением N 1 к настоящему Контракту (Задание на проектирование).
В Приложении N 1 указан порядок разработки проектной документации:
- разработка вариантов проектных решений с экономическим обоснованием и принципиальной схемой организации строительно-монтажных работ по каждому варианту;
- представление проектных решений на согласование заказчику;
- разработка проектной документации на капитальный ремонт на основании выбранных и согласованных заказчиком технических решений, принятых к разработке.
- передача 1 экз. разработанной проектной документации на рассмотрение заказчику, устранение замечаний по результатам рассмотрения документации у заказчика;
- передача проектной документации подрядчиком в органы государственной экспертизы с непосредственным сопровождением проекта при проверке органами государственной экспертизы;
- проверка заключения экспертизы на предмет исключения ошибок и неточностей;
- передача проектной документации заказчику в полном объеме с учетом корректировки по замечаниям органов государственной экспертизы.
Пунктом 4.1 контракта определено, что работа выполняется в сроки, установленные Графиком выполнения работы, приведенным в Приложении N 2 к контракту.
- 1 этап: Проектные работы, срок: с момента подписания Контракта Сторонами и до 90 календарных дней со дня подписания Контракта Сторонами;
- 2 этап: Экспертиза проектной документации, срок: с момента подписания Контракта Сторонами и до 120 календарных дней со дня подписания Контракта Сторонами.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в контракте сроку становится явно невозможным.
нарушение срока выполнения отдельного этапа выполнения работы подрядчиком в соответствии с Графиком выполнения работы, которое составляет более семи дней с момента истечения срока выполнения отдельного этапа выполнения работы, предусмотренного Графиком выполнения работы;
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Поскольку по истечении 120 календарных дней со дня подписания контракта проектная документация вместе с заключением органами государственной экспертизы заказчику в полном объеме передана не была, 14 сентября 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N2021.3066 от 19.04.2021 г.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 17 августа 2021 года было направлено ООО "КРЕДМАШ-Сервис" по электронной почте, а также размещено в единой информационной системе 14 сентября 2021 года, 23 сентября 2021 года - заказным письмом.
Согласно сведениями почтовой службы, ООО "КРЕДМАШ-Сервис" получило заказное письмо 29 октября 2021 года.
Вместе с тем, на момент первоначального обращения заказчика в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю 27 октября 2021 года у заказчика отсутствовали сведения о получении подрядчиком заказного письма.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 26 октября 2021 года.
Исследовав представленные подрядчиком в обоснование совей добросовестности документы, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Подрядчиком велись работы по контракту с июля 2021 года.
После принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта между сторонами продолжались переговоры относительно исполнения подрядчиком обязательств по контракту.
Так, 14 сентября 2021 года, в день принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, письмами (исх. NN 23-08/2019 и 23-08/2021), заказчик, рассмотрев представленную на согласование дефектную ведомость и варианты конструкции дорожной одежды, сообщил об имеющихся замечаниях.
После указанной даты, 05 октября 2021 года была организована рабочая встреча сторон, по результатам которой подрядчик направил заказчику на рассмотрение и согласование исправленный план трассы с комментариями, измененный по замечаниям, поданным в ходе рабочей встречи.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что указанные документы ими рассмотрены не были, поскольку заказчик посчитал контракт расторгнутым.
Вместе с тем, согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком не была дана оценка поступившим от подрядчика документам: поставщику не были направлены ни отказ от принятия документов, ни одобрение поступившей проектной документации, необходимое для передачи ее подрядчиком в органы государственной экспертизы.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения подрядчика. Подрядчик, до вступления в законную силу решения заказчик об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 08172000003210024530001 от 11.05.2021 г., совершал действия, направленные на устранение нарушений условий контракта. Оценка документации, поступившей от подрядчика, в качестве устраняющей либо не устраняющей нарушение условий контракта, заказчиком произведена не была.
Кроме того, в ходе исполнения контракта в сроки, предусмотренные контрактом, подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, понес затраты на проведения дополнительных инженерных изысканий и получение разрешений от ресурсоснабжающей организации, неоднократно обращался к заказчику за согласованием проектных решений. По словам представителя подрядчика, последний из представленных вариантов проектной документации полностью соответствовал всем замечаниям заказчика и готов для предоставления в органы государственной экспертизы.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" при осуществлении закупки N 0817200000321002453 "Выполнение проектных работ на капитальный ремонт автомобильной дороги Фирсово - Бобровка - Рассказиха - Нижняя Петровка - Чаузово, км 20+500 - км 23+500 в с. Бобровка Первомайского района Алтайского края" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "КРЕДМАШ-Сервис".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 ноября 2021 г. N РНП-22-188-Р/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021