Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ф-маркет" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ф-маркет") на действия уполномоченного учреждения - казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения", заказчиков - БУЗОО "Городская поликлиника N 3", БУЗОО "Любинская ЦРБ", БУЗОО "Городская поликлиника N 2" при осуществлении закупки путем проведения совместного электронного аукциона "Поставка аппарата для холтеровского мониторирования сердечной деятельности" (извещение N 0852500000121002576) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей заказчиков - БУЗОО "Городская поликлиника N 3", БУЗОО "Любинская ЦРБ", надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_> (доверенность N 1 от 15.01.2021),
уполномоченного учреждения - <_> (доверенность N 1 от 13.01.2021),
БУЗОО "Городская поликлиника N 2" - <_> (доверенность от 12.11.2021), <_> (доверенность от 12.11.2021), <_> (доверенность от 12.11.2021), <_> (доверенность от 12.11.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 10849э от 10.11.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение о проведении совместного электронного аукциона N 0852500000121002576 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2250000 руб.
01.11.2021 в извещение и документацию об электронном аукционе вносились изменения.
10.11.2021 были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12.11.2021 на участие в закупке было подано две заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 16.11.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие оба участника закупки, наименьшая цена составила 2238750 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 10 Федерального закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются использованные при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки согласно извещению и приложению N 1 к разделу II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе является поставка аппарата холтеровского мониторирования сердечной деятельности (далее - приложение N 1 к документации об электронном аукционе).
По мнению заявителя, в документации об электронном аукционе заказчиком, уполномоченным учреждением описание объекта закупки сформировано исключительно под товар, произведенный ООО "Петр Телегин", что свидетельствует об ограничении количества участников закупки и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
В жалобе заявителем приведены следующие доводы:
1. В приложении N 1 к документации об электронном аукционе предъявлено следующее требование, которое, по мнению заявителя, необоснованного ограничивает количество участников электронного аукциона и нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе:
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
Отсутствие сенсорного дисплея на регистраторе ЭКГ и АД |
наличие |
Отсутствие тактильного контакта осложняет процесс пользования пациентом на улице (под верхней одеждой), и в ночной период исследования |
По мнению заявителя, используемое заказчиком обоснование не соответствует действительности, поскольку пациент при использовании медицинского изделия не взаимодействует с ним, при этом указано:
"Вместе с медицинскими изделиями требуется программное обеспечение, именно через него идет настройка медицинского изделия, единственное использование пациентом регистратора является произведение внепланового измерения, однако пациент не контактирует с сенсорным экраном.
Сенсорный дисплей блокируется на время проведения исследований, а внеплановое измерение происходит за счет отдельно выделенной кнопки, при этом в ночной период также не используется сенсорный дисплей, и он не светится в темноте, поскольку изделие поставляется вместе с чехлом, чехол полностью закрывает изделие, в том числе и сенсорный экран, открытой остается лишь кнопка для внепланового измерения.
Данное требование направлено на исключение возможности поставки товара производства ООО "Ф-маркет" - Комплекс для многосуточного мониторирования физиологических параметров "Кардиолинк" по ФМВТ.941111.001ТУ (Приложение N 2).
Следует отметить, что в тоже время в техническом задании указано на наличие экрана, соответственно абсолютно не верно ограничивать, каким должен быть экран, если он позволяет осуществить внеплановое измерение без использования сенсорного дисплея.
Более того, неправомерность отражена и в том, что на выбор представлены следующие коды видов медицинских изделий 156870 или 291480 или 291620 или 291680 или 355070 или 291510.
Согласно номенклатурному описанию кода вида медицинского изделия - 291680 Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга телеметрический, это:
"Неинвазивное устройство с электропитанием, предназначенное для ношения пациентом во время выполнения обычных ежедневных действий для 24-часовой записи электрокардиографических сигналов с целью диагностирования заболеваний сердца (например, аритмий). Записанные измерения могут передаваться и анализироваться беспроводным путем, обычно на удаленный компьютер со специальным программным обеспечением, расположенный в медицинском учреждении. Изделие известно как монитор холтера; обычно включает в себя дисплей и органы управления и может включать в себя поверхностные электроды, подводящие провода и аксессуары, предназначенные для крепления/удаления (например, салфетки, средство для удаления клея)" (Приложение N 3)".
Представителями заказчика указано на то, что обоснованность требования технического задания об отсутствии сенсорного дисплея у регистратора ЭКГ и АД обусловлена следующими недостатками сенсорных дисплеев:
1. Неосторожный взмах пальцем пациентом - и данные на дисплее начинают пролистываться; существуют определенные проблемы с точностью координат нажатия у пациентов в возрасте. Некорректные действия пациентов могут привести к сбою настроек исследования и повлиять на получаемые данные.
2. Чрезмерный интерес к устройствам с сенсорным дисплеем у пациентов "детского" возраста. Некорректные действия пациентов могут привести к сбою настроек исследования и повлиять на получаемые данные.
3. Устройства с сенсорным дисплеем вызывают определенные трудности эксплуатации, когда пациент находится в верхней одежде на улице. Особенно такие проблемы возникают при отрицательных температурах. Например, для "обращения" к регистратору необходимо: снять перчатки, извлечь регистратор из-под верхней одежды для правильного выбора действия на дисплее. При эксплуатации регистратора с кнопками пациент может воспользоваться определенными функциями регистратора, не снимая перчатки и не извлекая регистратор из-под верхней одежды, а просто ему требуется тактильно выбрать необходимую кнопку для определенного действия с регистратором.
4. Невозможно "слепое" нажатие. Для "обращения" в ночной период при эксплуатации регистратора с сенсорным дисплеем пациент должен, например, надеть очки для выбора той или иной символики на дисплее. А при эксплуатации регистратора с кнопочным управлением зачастую действия в ночной период осуществляются "на ощупь" (тактильный контакт).
5. При длительной работе медицинского персонала с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки) иногда вызывает ряд затруднений при касании сенсорного дисплея.
При этом представителями заказчика отмечено, что пояснения представителя заявителя говорят о невозможности снятия блокировки сенсорного дисплея у регистратора ООО "Ф-маркет", постоянном нахождении регистратора в чехле и невозможности контакта пациента с дисплеем во время исследования не соответствуют действительности.
Данное утверждение, по мнению заказчика и его представителей, подтверждается руководством по эксплуатации ФМВТ.941111.001РЭ на комплекс для многосуточного мониторирования физиологических параметров "Кардиолинк" (далее - Руководство по эксплуатации ФМВТ.941111.001РЭ).
Относительно указания кодов вида номенклатурной классификации медицинских изделий, указанных заявителем, представителями заказчика даны пояснения о том, что не ограничивают поставку медицинского оборудования с кодом вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 291680, поскольку описание кода вида медицинского изделия "обычно включает в себя дисплей" и не противоречит требованиям аукционной документации - пункт "Экран - наличие".
С учетом изложенного, представители заказчика полагают, что заказчиком обоснована потребность в медицинском оборудовании с такой его характеристикой как "отсутствие сенсорного дисплея на регистраторе ЭКГ и АД".
Проанализировав положения документации об электронном аукционе, а также информацию, представленную сторонами, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия установила следующее.
Как было отмечено ранее заказчиком, в адрес Омского УФАС России были представлены отдельные страницы из Руководства по эксплуатации ФМВТ.941111.001РЭ на комплекс для многосуточного мониторирования физиологических параметров "Кардиолинк" производства ООО "Ф-маркет" (страницы 12, 15, 17, 67, 74 руководства), которое, в том числе содержит пункт 1.4.1 "Расположение элементов управления" раздела 1.4 "Устройство и работа".
Из содержания руководства следует, что комплекс для многосуточного мониторирования физиологических параметров "Кардиолинк" производства ООО "Ф-маркет" содержит девять элементов управления, расположение которых, по мнению заказчика, свидетельствует о доступе как пациента, так и медицинских специалистов только к кнопке разблокировки во время нахождения регистратора в чехле, а также о беспрепятственном доступе пациента к кнопке разблокировки. При этом, чтобы произвести внеплановое измерение пациенту необходимо будет достать регистратор из чехла и нажать на кнопки, которые находятся на торце регистратора.
На заседание Комиссии представителем заявителя в качестве подтверждения утверждения Общества о том, что кнопка для внепланового измерения находится сверху в открытом чехле и не предусматривает использование дисплея на обозрение представлен комплекс для мониторирования физиологических параметров "Кардиолинк" производства ООО "Ф-маркет".
Представленное заявителем для обозрения медицинское изделие отличается от медицинского изделия, на которое заказчиком представлено Руководство по эксплуатации ФМВТ.941111.001РЭ.
Представителем Общества даны пояснения о том, что в настоящее время ООО "Ф-маркет" зарегистрировано несколько медицинских изделий для холтеровского мониторирования сердечной деятельности, в связи с чем заказчиком было представлено руководство на совсем иное медицинское изделие производства ООО "Ф-маркет".
По мнению Комиссии, представленные заявителем доказательства, свидетельствуют о том, что наличие сенсорного дисплея на регистраторе ЭКГ и АД не затрудняет его использование (не осложняет процесс пользования пациентом на улице (под верхней одеждой) и в ночной период исследования), поскольку программное обеспечение однозначно позволяет блокировать сенсорный экран на время проведения исследования.
В силу статьи 10 Федерального закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, установленный показатель товара "Отсутствие сенсорного дисплея на регистраторе ЭКГ и АД" и обоснование его установления: "Отсутствие тактильного контакта осложняет процесс пользования пациентом на улице (под верхней одеждой), и в ночной период исследования", противоречит требованиям статьи 10 Федерального закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах, Комиссия признала довод жалобы заявителя обоснованным и установила в действиях заказчика нарушение статьи 10, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
2. В приложении N 1 к документации об электронном аукционе предъявлено следующее требование, которое, по мнению заявителя, необоснованного ограничивает количество участников электронного аукциона и нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе:
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
Отсутствие программирования и передачи данных регистратора ЭКГ и АД через модуль беспроводной связи Bluetooth |
Соответствие |
При работе других устройств в этом радиочастотном диапазоне, происходят нарушения обмена данными через Bluetooth между регистратором и ПК. Это проявляется в обрывах связи, замедлении скорости передачи данных |
Заявителем указано, что данное требование противоречит установленным кодам вида номенклатурной классификации медицинских изделий, что также не позволяет поставить товар другого производителя с кодом 291680:
"Согласно описанию номенклатурному описанию, кода вида медицинского изделия - 291680 Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга телеметрический, это:
"_Записанные измерения могут передаваться и анализироваться беспроводным путем, обычно на удаленный компьютер со специальным программным обеспечением, расположенный в медицинском учреждении_
При этом следует отметить, что изделие производства ООО "Ф-маркет" необоснованно ограничено в праве участвовать в аукционе несмотря на то, что в изделие "Кардиолинк" предусмотрена возможность передачи данных, не только через Bluetooth, но и посредством провода, подключаемого к персональному компьютеру или путем извлечения карты памяти".
Представителями заказчика указано на то, что обоснованность требования технического задания об отсутствии программирования и передачи данных регистратора ЭКГ и АД через модуль беспроводной связи Bluetooth обусловлена следующим:
1. В лечебных учреждениях находится большое количество электронного оборудования, способного создавать электромагнитные помехи при нормальном функционировании. Эти помехи способны ухудшать качество связи или даже прерывать связь по Bluetooth, что может привести к потере или ошибкам в передаваемых данных, что в свою очередь может привести к постановке неверного диагноза. Наиболее эффективный способ устранить эти риски - исключить возможность беспроводной передачи данных по Blurtooth.
При подключении регистратора к ПК для передачи данных через беспроводную связь Bluetooth, могут возникнуть трудности при нахождении устройств в сети с большим числом подключений. Частое или постоянное использование Bluetooth на регистраторе, приводит к дополнительному потреблению заряда аккумуляторной батареи, что в дальнейшем снижает срок ее службы.
2. Беспроводная связь Bluetooth использует радиочастотный диапазон 2,4 ГГц, который в мире, и в том числе в Российской Федерации выделен для свободного, нерегулируемого использования. Этот диапазон используется также устройствами Wi-Fi, бытовыми микроволновыми печами и другим оборудованием. При работе других устройств в этом радиочастотном диапазоне, велика вероятность нарушения обмена данными через Bluetooth между регистратором и ПК. Это проявляется в обрывах связи, замедлении скорости передачи данных и программирования. Вышеуказанные помехи не поддаются контролю. Поэтому эксплуатация кабеля связи или съемной карты памяти с использованием устройства для чтения карт памяти имеет заведомо более высокую надежность передачи данных и программирования регистратора по сравнению с Bluetooth.
В соответствии со стандартом ГОСТ 34243-2017 "Системы телемедицинские. Общие требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к мобильным телемедицинским лабораторно-диагностическим комплексам" - пункт 3.11 телемедицинские услуги: сбор и предоставление медицинской информации и оказание медицинских услуг (таких как отсроченные консультации, консультации в реальном времени, дистанционный контроль за физиологическими параметрами организма пациента, дистанционное проведение диагностических и лечебных манипуляций, медицинские видеоконференции, телеконсилиумы, телесеминары, телелекции и прочие услуги) с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Использование Bluetooth для телемедицины ограничено в связи с небольшим радиусом его действия и невозможностью его применения для дистанционной диагностики. Отсутствие Bluetooth не является препятствием к включению изделия в телемедицинскую систему.
Таким образом, заказчик считает мнение о том, что отсутствие программирования и передачи данных регистратора ЭКГ и АД через модуль беспроводной связи Bluetooth препятствуют поставке оборудования относящегося к коду вида номенклатурной классификации медицинских изделий 291680 - Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга телеметрический - субъективным и не может учитываться при составлении технического задания.
Также представителями заказчика даны пояснения о том, что рабочие места врачей в медицинских учреждениях не оборудованы Bluetooth и обеспечить связь Bluetooth на всех компьютерах, с которыми будут работать врачи, не представляется возможным.
Комиссия отмечает, что непосредственно в документации об электронном аукционе заказчиком в обоснование установления значения показателя "Отсутствие программирования и передачи данных регистратора ЭКГ и АД через модуль беспроводной связи Bluetooth" также указано совершенно иное по смыслу обоснование: "При работе других устройств в этом радиочастотном диапазоне, происходят нарушения обмена данными через Bluetooth между регистратором и ПК. Это проявляется в обрывах связи, замедлении скорости передачи данных".
Комиссия считает несостоятельным утверждение представителей заказчика о том, что электромагнитные помехи способны ухудшать качество связи или даже прерывать связь по Bluetooth, поскольку данное утверждение носит предположительный характер и не содержит документальных доказательств того, что помехи способны привести к потере или ошибкам в передаваемых данных, более того, такая позиция заказчика явно противоречит реалиям развития и возможностям телекоммуникационной техники.
При указанных обстоятельствах, Комиссия признала довод жалобы заявителя обоснованным и установила в действиях заказчика нарушение статьи 10, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В приложении N 1 к документации об электронном аукционе предъявлено следующее требование, которое, по мнению заявителя, необоснованного ограничивает количество участников электронного аукциона и нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе:
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
Единицы измерения |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
Манжета пневматическая для плеча, без латекса, 12-16 см |
Не менее 1* |
Шт |
Манжеты педиатрическая малая предназначена только для регистрации артериального давления и пульсовых волн на данном аппарате. |
Манжета пневматическая для плеча, без латекса, 16-24 см |
Не менее 1* |
Шт |
Манжеты педиатрическая средняя предназначена только для регистрации артериального давления и пульсовых волн на данном аппарате |
Манжета пневматическая со скобой для плеча, без латекса, 24-32 см |
Не менее 1* |
шт |
Манжеты взрослая средняя предназначена только для регистрации артериального давления и пульсовых волн на данном аппарате |
Манжета пневматическая со скобой для плеча, без латекса, 28-40 см |
Не менее 1* |
шт |
Манжеты взрослая большая предназначена только для регистрации артериального давления и пульсовых волн на данном аппарате |
В жалобе заявителем, в частности указано: "Манжеты имеют свое условное деление (в технических регламентах манжеты по размерам не разделяются):
Малая, средняя, взрослая средняя, взрослая большая. При этом данное условное деление Заказчик включил в обоснование, тогда как более верным было бы указать в наименование параметра и не ограничивать конкуренцию.
У каждого производителя свои размеры манжет, однако государственным Заказчиком конкретно указаны манжеты одного производителя ООО "Петр Телегин" сведения о количестве составных деталей всегда отражены на бланках регистрационных удостоверений, ни у одного медицинского изделия нет такого же размерного ряда манжет, кроме ООО "Петр Телегин" о чем отражено прямо в регистрационном удостоверении (Приложение N 8)".
Установление требований к манжетам с размерами, указанными в документации об электронном аукционе, заказчик аргументирует тем, что они являются самыми удобными и часто применяемыми в лечебных учреждениях, при этом регистраторы ЭКГ и АД с размерами манжет от 12 до 40 см охватывают весь спектр обследуемых пациентов медицинских учреждений, потребность в манжетах размером более 40 см отсутствует.
Представителями заказчика указано, что возможными участниками закупки не составит никакого труда приобрести требуемые заказчиком манжеты.
Кроме того, регистрационное удостоверение от 01.09.2021 года N РЗН 2015/2451 на комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД "Медиком-комби" говорит о возможности поставки в составе комплекса регистратора с манжетами:
- манжета пневматическая детская малая (производитель ООО "Медиком"),
- манжета пневматическая детская средняя 16-24 см (производитель ООО "Медиком"),
-манжета пневматическая взрослая малая 24-32 см (производитель ООО "Медиком"),
-манжета пневматическая взрослая средняя 28-40 см (производитель ООО "Медиком").
Согласно Фото принадлежностей комплекса манжета 12-16 см входит в состав Комплекса суточного мониторирования ЭКГ и АД "Медиком-комби":
По регистрационному удостоверению от 06.11.2020 года N РЗН 2020/12401 на комплекс для многосуточного мониторирования физиологических параметров "Кардиолинк" может поставляться с манжетами:
- манжета пневматическая детская малая,
- манжета пневматическая детская средняя,
- манжета пневматическая детская большая,
- манжета пневматическая взрослая малая,
- манжета пневматическая взрослая средняя,
- манжета пневматическая взрослая большая.
В подтверждение вышеуказанного довода заказчиком представлены вышеуказанные регистрационные удостоверения.
При детальном рассмотрении представленных заказчиком регистрационных удостоверений, пояснений представителей сторон, Комиссия установила следующее.
Представителями заказчика указано, что возможными участниками закупки не составит никакого труда приобрести требуемые заказчиком манжеты.
Однако согласно подпункту "а" пункта 9 Правил регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий", в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указываются, в том числе наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Таким образом, необходимость на указание самих принадлежностей установлена пунктом 9 Правил государственной регистрации медицинских изделий.
В соответствии с требованиями документации об электронном аукционе к поставке требовался товар, в том числе с указанием следующей его характеристики "Манжета пневматическая для плеча, без латекса, 12-16 см" (манжета педиатрическая малая), "Манжета пневматическая со скобой для плеча, без латекса, 28-40 см (манжета взрослая большая).
Как следует из регистрационного удостоверения от 01.09.2021 года NРЗН 2015/2451 на комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД "Медиком-комби", в состав комплекса входит манжета пневматическая малая (без указания конкретного размера манжеты), также входит манжета взрослая большая с размером 32-42 см, в то время как в документации установлен размер манжеты взрослой большой 28-40 см, у манжеты пневматической детской малой вообще не установлен размер.
У медицинского изделия "комплекс для многосуточного мониторирования физиологических параметров "Кардиолинк" вообще не указаны конкретные размеры манжет.
Комиссия отмечает, что заказчиком не приведено объективных доводов относительно имеющейся у него потребности в товаре именно с указанием конкретных размеров манжет, при этом при обосновании размеров манжет содержится указание на предназначение манжет детской малой, детской средней, взрослой средней, взрослой большой.
Комиссия Омского УФАС России, не оспаривая право заказчика на установление значимых для него характеристик товара, полагает, что установление таких характеристик должна быть объективно сформулирована.
Описание объекта закупки должно с одной стороны отражать объективную потребность заказчика в необходимом для него товаре, с другой стороны исключить возможность ограничения числа участников закупки, учитывая, что в регистрационных удостоверениях медицинских изделий разных производителей установлены характеристики манжет как с конкретными размерами, так и с указанием "манжета детская малая и т.д.
Более того, заказчиком не представлено документальных доказательств того, что под установленные им размеры манжет в совокупности с иными установленными показателями подпадают товары различных производителей. При этом из представленной заказчиком информации следует, что описанию характеристик товара, установленным в документации об электронном аукционе, соответствуют товары двух производителей:
- Комплекс аппаратно-программный суточного мониторирования ЭКГ и АД "ХОЛТЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ-АСТРОКАРДR", производитель АО "Медитек", регистрационное удостоверение от 14.04.2020 года ФСР 2009/05989;
- Регистраторы для суточного мониторирования ЭКГ и АД "БиПиЛаб Комби", производитель ООО "Петр Телегин", регистрационное удостоверение от 09.07.2018 года N ФСР 2011/11138.
Вместе с тем при детальном рассмотрении данной жалобы ООО "Ф-маркет" Комиссия установила, что совокупности характеристик, установленных заказчиками в документации об электронном аукционе комплекс аппаратно-программный суточного мониторирования ЭКГ и АД "ХОЛТЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ-АСТРОКАРДR", производитель АО "Медитек" не соответствует, поскольку не имеет в своем составе манжеты пневматической для плеча, без латекса, 12-16 см, в регистрационном удостоверении указана комплектация "Манжета педиатрическая малая".
Представителем уполномоченного учреждения даны пояснения, что под совокупность характеристик товара, установленных документацией об аукционе, подпадает "регистратор цифровой для холтеровского мониторинга CardioMem", производитель "гетемед Медицин-унд Информационстекник АГ, Германия".
Однако Комиссией установлено, что в соответствии с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2011/10213 от 19.06.2020 на медицинское изделие "Регистратор цифровой для холтеровского мониторинга CardioMem с принадлежностями" данное медицинское изделие имеет программное обеспечение связи по Bluetooth, что не соответствует требованию, установленному заказчиком в документации об электронном аукционе.
При этом не доказано, что у медицинского изделия "Регистратор цифровой для холтеровского мониторинга CardioMem с принадлежностями" есть функция измерения артериального давления, что требовалось по условиям документации об электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком не представлено доказательств наличия на товарном рынке аппарата для холтеровского мониторирования сердечной деятельности, подходящего под все характеристики, установленные заказчиками совместной закупки, за исключением медицинского изделия "Комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ" производства ООО "Петр Телегин".
Согласно части 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг ля обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия признала довод жалобы заявителя обоснованным и установила в действиях заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, поскольку заказчиком не обоснована необходимость установления данных значений показателя для манжет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ф-маркет" на действия уполномоченного учреждения - казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения", заказчиков - БУЗОО "Городская поликлиника N 3", БУЗОО "Любинская ЦРБ", БУЗОО "Городская поликлиника N 2" при осуществлении закупки путем проведения совместного электронного аукциона "Поставка аппарата для холтеровского мониторирования сердечной деятельности" (извещение N 0852500000121002576).
2. Признать в действиях БУЗОО "Городская поликлиника N 3", БУЗОО "Любинская ЦРБ", БУЗОО "Городская поликлиника N 2" нарушение требований статьи 10, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии, БУЗОО "Городская поликлиника N 3", БУЗОО "Любинская ЦРБ", БУЗОО "Городская поликлиника N 2" предписание.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 ноября 2021 г. N 055/06/33-1104/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021