Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_>. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее также уполномоченный орган) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для 2-х контейнеров на территории действующих муниципальных кладбищ (Реестровый номер 33.1608.21)" (извещение N 0152300011921001610) (далее - электронный аукцион) для нужд Бюджетного учреждения города Омска "Комбинат специальных услуг" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя уполномоченного органа - <_> (доверенность N 6 от 06.10.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 10817э от 09.11.2021) жалоба заявителя на положения документации, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 8117988 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.11.2021 на участие в закупке не было подано ни одной заявки.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений заказчика и уполномоченного органа, а также пояснений представителя уполномоченного органа, Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе разработана с нарушением требований статьи 31 Федерального закона о контактной системе, в связи с тем что, по мнению заявителя, в извещении об осуществлении закупки и документации об электронном аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2(2) приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.201 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Уполномоченным органом, заказчиком были представлены письменные возражения на жалобу заявителя, согласно которым извещение и документация об электронном аукционе полностью соответствуют требованиям Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с указанной нормой в приложении N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Пунктом 2 (2) приложения N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заявитель полагает, что в документации об электронном аукционе, предметом которой является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная максимальная цена закупки для муниципальных нужд превышает 5 миллионов рублей, подлежат установлению дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 (2) приложения N 1 к Постановлению N 99.
Вместе тем, заявителем не учтено следующее.
Пунктом 3.2 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр) установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Объектом закупки является "Выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для 2-х контейнеров на территории действующих муниципальных кладбищ", что не относится к работам по благоустройству территории.
Указанные работы отнесены заказчиком к коду ОКПД2 43.99.40.190 "Работы бетонные и железобетонные прочие, не включенные в другие группировки", что не попадает под действие Постановления N 99, поскольку данные работы не относятся к выполнению работ по благоустройству территории, также, как и не относятся к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений).
В возражениях заказчиком указано на то, что благоустройство территории и связанное с ним выполнение работ по строительству капитального строения, сооружения (строений, сооружений), как заявлено заявителем, предметом закупки не являлись по той причине, что выполнение указанных мероприятий к предмету деятельности учреждения не относится и муниципальным заданием на выполнение муниципальной работы города Омска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов Бюджетного учреждения г. Омска "Комбинат специальных услуг" не предусмотрено.
В связи с вышеизложенным, предмет закупки не подпадает под действие Постановления N 99, следовательно, оспариваемая заявителем документация, не содержала и не должна была содержать дополнительных требований к участникам закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Во исполнение вышеуказанного требования Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее - Постановление N 616).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 617).
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 и частью 5 статьи 63, абзацем первым части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, а также в документации об электронном аукционе должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Комиссия установила, что в извещении и в документации об электронном аукционе уполномоченным органом были установлены условия допуска товаров в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а также ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением N 617.
Комиссия отмечает, что объектом закупки являются работы по строительству объекта и при выполнении работ поставляется товар, включенный в перечень, установленный приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, однако применение соответствующих условий допуска при закупке работ не представляется возможным (аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 15.04.2019 N 24-02-05/26879).
Кроме того, как следует из раздела II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе при выполнении закупаемых работ к поставке требовался следующий товар: "мусорный контейнер (евроконтейнер)" из материала "полиэтилен"".
На заседании Комиссии на вопрос о том, какой код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) для товара "мусорный контейнер (евроконтейнер)" применялся уполномоченным органом при установлении условий допуска товаров и ограничений допуска товаров, предусмотренных Приказом N 126н и Постановлением N 617, представителем уполномоченного органа даны пояснения, что применялся код ОКПД2 "22.22.13.000".
Комиссия отмечает, что код ОКПД2 "22.22.13.000 Коробки, ящики, корзины и аналогичные пластмассовые изделия" относится к категории 22.22 "Изделия пластмассовые упаковочные" раздела 22 "Изделия резиновые и пластмассовые".
Комиссия считает, что в рассматриваемом случае товару "мусорный контейнер (евроконтейнер)" соответствует иной специальный код ОКПД2, а именно код "29.20.21.120 Контейнеры специализированные", категория "29.20.2 Прицепы и полуприцепы; контейнеры" раздела 29 "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы".
При этом Комиссия обращает внимание, что мусорные контейнеры из материала "полиэтилен", требуемые к поставке в рамках данного электронного аукциона, не являются пластмассовыми изделиями для упаковки.
Код ОКПД2 "29.20.21.120 Контейнеры специализированные" включен в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением N 616.
Более того, Комиссия отмечает, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Приказа N 126н положения подпунктов 1.1-1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Соответственно уполномоченному органу надлежало установить в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об электронном аукционе запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением N 616.
На основании пункта 4 Постановления N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
При указанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63, абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации N 616, Приказа Минфина России N 126н.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для 2-х контейнеров на территории действующих муниципальных кладбищ (Реестровый номер 33.1608.21)" (извещение N 0152300011921001610) для нужд Бюджетного учреждения города Омска "Комбинат специальных услуг".
2. Признать в действиях Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска нарушение требований части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63, абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации N 616, Приказа Минфина России N 126н.
Учитывая, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что до окончания срока подачи заявки на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки предписание не выдавать.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_>
<_.>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 ноября 2021 г. N 055/06/31-1095/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021