Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, при участии представителей Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
...
, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, представителя ООО "Основа Дата Нэт"
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом (исх. N5848 от 15.11.2021), рассмотрев жалобу ООО "Основа Дата Нэт" б/н б/д (вх. N6773 от 12.11.2021) на действия Заказчика (Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению прав использования программного обеспечения (извещение N 0859200001121012423 от 27.10.2021) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее - Заказчик, Министерство) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению прав использования программного обеспечения (далее - электронный аукцион).
27 октября 2021 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 808 500 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в документации об электронном аукционе указан товарный знак AstraLinuxCommonEdition без сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
2. Требования, установленные Министерством в п. 2 и п. 3 "Описания объекта закупки", не корректны и не соответствуют ни одной операционной системе, включенной в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин Минкомсвязи России, так как эти требования относятся к средствам криптографической защиты информации, а не к операционным системам.
В ходе заседания представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу NВЕ/6-5521 от 16.11.2021 (вх. N6866 от 16.11.2021) Заказчик сообщил, что документация об электронном аукционе соответствует законодательству о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки, а также пояснил, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, а также использовать в техническом задании указание на товарный знак при необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
В отзыве на жалобу N519 от 16.11.2021 (вх. N6855 от 16.11.2021) Уполномоченное учреждение сообщило, что документация об электронном аукционе соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в документации об электронном аукционе указан товарный знак без сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по предоставлению прав использования программного обеспечения, в том числе:
- пункт 2 раздела "Описание объекта закупки": бессрочная лицензия на право установки и использования операционной системы общего назначения "AstraLinuxCommonEdition" ТУ 5011-001-88328866-2008 версии 2.12 для рабочей станции: эквивалент не допускается, на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. Передача права на эквивалентные программные продукты не допустима, так как иные программные средства не обеспечат совместимости с уже эксплуатируемым Заказчиком программным обеспечением и уже имеющимися правами на использование программного обеспечения. Внедрение ПО других производителей означает необходимость переустановки, внедрения и настройки ПО на всех рабочих станциях и серверах организации. Выполнение этих работ повлечет дополнительные финансовые расходы (привлечение персонала, обучение собственного персонала), а также займет значительное время, что неизбежно отразится на качестве и оперативности работы сотрудников организации. Таким образом, внедрение ПО других производителей, является нецелесообразным;
- пункт 3 раздела "Описание объекта закупки": бессрочная лицензия на право установки и использования операционной системы общего назначения "AstraLinuxCommonEdition" ТУ 5011-001-88328866-2008 версии 2.12 для сервера: эквивалент не допускается, на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. Передача права на эквивалентные программные продукты не допустима, так как иные программные средства не обеспечат совместимости с уже эксплуатируемым Заказчиком программным обеспечением и уже имеющимися правами на использование программного обеспечения. Внедрение ПО других производителей означает необходимость переустановки, внедрения и настройки ПО на всех рабочих станциях и серверах организации. Выполнение этих работ повлечет дополнительные финансовые расходы (привлечение персонала, обучение собственного персонала), а также займет значительное время, что неизбежно отразится на качестве и оперативности работы сотрудников организации. Таким образом, внедрение ПО других производителей, является нецелесообразным.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что Министерству необходимо закупить операционные системы Astra Linux в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия с имеющимися операционными системами Astra Linux, развернутыми в инфраструктуре Заказчика. Невозможность применения эквивалентной операционной системы обусловлено тем, что при переходе к использованию другого программного продукта невозможно обеспечить совместимость и взаимодействие накопленных технологических и экспертных настроек в ранее эксплуатируемой системе с новой системой.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.
Комиссией Рязанского УФАС установлено, что в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержаться сведения на такие программные продукты, как Astra Linux Common Edition и Astra Linux Special Edition.
В ходе заседания представители Заказчика подтвердили, что вышеуказанное программное обеспечение соответствует потребностям Заказчика и будет совместимо с уже имеющимися операционными системами Astra Linux.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя обоснован, а действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части указания на товарный знак Astra Linux Common Edition без сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
2. Согласно доводу Заявителя требования, установленные Министерством в п. 2 и п. 3 "Описания объекта закупки", не корректны и не соответствуют ни одной операционной системе, включенной в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин Минкомсвязи России, так как эти требования относятся к средствам криптографической защиты информации, а не к операционным системам.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Одним из требований, установленным Заказчиком в пункте 2 и пункте 3 раздела "Описание объекта закупки", является следующее: "операционная система совместно с сертифицированными ФСБ России средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Федеральной службы охраны РФ от 27 мая 2015 г. N 186/258 "Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде" и ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" должна обеспечивать без разработки, закупки и установки в информационную систему Заказчика дополнительного программного обеспечения:
- создание и проверку отсоединённой усиленной квалифицированной электронной подписи c поддержкой метки доверенного времени и возможностью предварительного просмотра электронных документов форматов MicrosoftOpen XML (OOXML), ODF, PDF, JPG, PNG, ASCII;
- простановку в электронных документах формата PDF/A-1 отметки об электронной подписи.
Должна быть проведена оценка влияния программного обеспечения операционной системы, совместно с которым предполагается штатное функционирование СКЗИ, на выполнение предъявленных к СКЗИ требований. Результаты оценки подтверждаются выпиской из заключения экспертной организации ФСБ России либо из согласованных с ФСБ России Правил пользования СКЗИ. В случае проведения специальных работ по оценке влияния на момент проведения торгов допускается предоставление выписки из согласованного с ФСБ России специального технического задания".
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что государственная информационная система заказчика разработана и эксплуатируется с учётом всех требований законодательства Российской Федерации, в том числе с применением необходимых мер защиты информации, обрабатываемой в такой системе. Информационная система заказчика включает в себя ряд аппаратных, программно-аппаратных и программных средств, совместно с которыми предполагается штатное функционирование СКЗИ. К таким средствам, в том числе относятся: информационные прикладные системы, обеспечивающие работу с электронной подписью (в том числе графические средства для работы с электронной подписью, вызываемые непосредственно из меню офисных приложений, а также из графического менеджера файлов, системы электронного документооборота, программные средства обмена электронными сообщениями и др.).
Легитимность работы СКЗИ в среде доверенной операционной системы должна подтверждаться разработчиком СКЗИ и отражаться в эксплуатационной документации на такое изделие, а именно Формуляре. В связи с чем обязательным подтверждением совместимости СКЗИ и операционной системы для заказчика будет выступать наименование и версия планируемой к поставке операционной системы в эксплуатационной документации на СКЗИ.
Таким образом, требование о наличии у производителя операционной системы результатов проведённых работ по оценке влияния среды функционирования СКЗИ на выполнение предъявленных к СКЗИ требований указано заказчиком с целью соблюдения условий действия сертификата на СКЗИ, а также исключения необходимости проведения работ по оценке силами самого Заказчика.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о ФКС к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении в документации о закупке характеристик товара, ограничивающих количество участников закупки, а также вывод о наличии избыточных характеристик к закупаемому продукту, установленных с целью ограничения конкуренции и закупки конкретного товара у конкретного производителя.
Заявителем также не предоставлено каких-либо доказательств, объективных сведений о невозможности поставки товара, соответствующего требованиям аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку документация об электронном в части установления дополнительных требований к объекту закупки, не противоречит требованиям Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Основа Дата Нэт" обоснованной в части неправомерного указания на товарный знак AstraLinuxCommonEdition без сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
2. Признать Заказчика (Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области) нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений Закона о ФКС.
4. Передать материалы по делу N062/06/64-1065/2021 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя - начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 22 ноября 2021 г. N 062/06/64-1065/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021